Мобильная зараза. Мошенники похитили более 4 млн рублей у жителей Удмуртии через интернет-банк

Екатерина Волкова

Все больше жителей Удмуртии привязывают свои банковские карты к смартфонам и планшетам. Через специальные мобильные приложения граждане оперативно и без очередей, находясь в любой точке, оплачивают жилищно-коммунальные услуги, детский сад, переводят деньги. Вместе с ростом популярности интернет-банка начало процветать и мошенничество в этой сфере. В Удмуртии с начала 2015 года зафиксировано свыше 700 фактов хищения денег с банковских счетов граждан. Причиненный ущерб составляет более 4 млн рублей. Все эти преступления совершены посредством заражения сотовых телефонов вирусом с последующим взломом интернет-банка.

Фото ©День.orgПо данным правоохранительных органов, подобному виду преступлений подвержены телефоны с операционной системой Android, на которых установлено мобильное приложение «Банк-онлайн». По указанным фактам преступлений возбуждено более 350 уголовных дел, сообщил  начальник Управления уголовного розыска МВД по УР Абудар Муллахметов. Расследование осложняется тем, что злоумышленники, похищающие деньги с банковских счетов жителей Удмуртии, действуют из других регионов России.

По словам заместителя министра внутренних дел по УР - начальника полиции Олега Мальцева, на данный момент принимаемые представителями банков меры не позволяют эффективно противодействовать проблеме. Такое мнение он выразил, подводя итог работы круглого стола по вопросам противодействия хищениям денежных средств с банковских карт граждан.
Тем не менее сами банки высказывают большую заинтересованность, чтобы их приложения становились лучше защищенными от посягательств мошенников. Работу в этом направлении они ведут в постоянном режиме. Свою огромную ответственность здесь в первую очередь чувствуют крупные банки, активно занимающиеся выдачей зарплатных карт.

В частности, Сбербанк в марте выпустил полнофункциональное мобильное приложение интернет-сервиса Сбербанк Онлайн для устройуств, работающих на платформе Android, и снабдил его бесплатным антивирусом, разработанным совместно с лабораторией Касперского, который должен обеспечить безопасность работы с банковскими картами и услугами. При входе в Сбербанк Онлайн со смартфона или планшета антивирус автоматически проверит систему пользователя на наличие в нем вредоносных программ. После проверки устройства и устранения подозрительного контента можно пользоваться интернет-банком, не опасаясь за потерю средств и контроля за счетами, утверждают специалисты Сбербанка.

После запуска обновленного приложения жалоб со стороны клиентов на исчезновение денег с банковских счетов указанным выше способом стало гораздо меньше, - отмечают в Удмуртском отделении банка.

Управляющий ВТБ24 в Удмуртии Екатерина Шумкова  считает, что вопрос информационной безопасности банки должны ставить на одно из приоритетных мест. «При внедрении современных систем информационной защиты и активном взаимодействии со своими клиентами в области информационной безопасности банкам вполне по силам обеспечение безопасной работы в интернет-банке и мобильном банке», - говорит она.

Фото ©День.orgЧаще всего кражи со счетов происходят из-за халатного и безответственного отношения клиентов к сохранности их денег. Банки ведут профилактическую работу с клиентами, распространяют специально разработанные брошюры, проводят курсы для пенсионеров. «Самый верный способ избежать посягательств - быть внимательным и соблюдать установленные банком правила пользования интернет-банком и соответствующими мобильными приложениями», - говорит  начальник отдела розничного бизнеса Ижкомбанка Сергей Мансуров. По его словам, в этом банке подобных случаев хищения средств не зафиксировано, жалобы не поступали.

Тем не менее не нужно всецело полагаться на систему безопасности, разработанную банками, граждане должны сохранять бдительность и соблюдать меры предосторожности при совершении банковских операций через различного рода приложения.

Основные способы совершения краж денежных средств с банковских карт:

1. Гражданин получает СМС-сообщение с короткого номера от компании, в котором находится ссылка на информационный ресурс, перейдя по которой, абонент закачивает на телефон вредоносное программное обеспечение;

2. Гражданин получает СМС-сообщение от своего «знакомого», телефон которого уже заражен вирусом, при этом вредоносная программа сама направляет это сообщение на номера, которые имеются в адресной книге потерпевшего. В данном сообщении также находится ссылка на информационный ресурс, перейдя по которой, абонент закачивает на телефон вирус;

3. Гражданин, находясь в Интернете с телефона,  получает по электронной почте либо через социальные сети ICQ-сообщение, в котором находится ссылка на информационный ресурс, перейдя по которой, абонент закачивает на телефон вирус;

4. Гражданин, находясь в Интернете с телефона, скачивает программные продукты, музыку, фотографии, в которых находится ссылка на информационный ресурс, перейдя по которой, абонент закачивает на телефон  вирус.