Фотография как препарирование общества. Молодой ижевский фотограф-документалист поделился мнением

Надежда Филинова

На мое предложение о встрече молодой ижевский фотограф-документалист Евгений Петрачков признался: «Если честно, не вижу в этом смысла - документальная фотография и фотография в целом никому не нужна ни в России, ни в мире». Он самый молодой (23 года) участник проекта «От Белого до Черного моря» (2013-2014 гг.), недавно вернулся из Индии.

Евгений Петрачков- Евгений, кризис у нас сегодня везде. С чем он связан в фотографии и как проявляется?

- Утрачена потребность в авторском взгляде. Свою ложку дегтя добавляет широкое использование фотошопа. Люди уже не могут воспринимать действительность такой, какая она есть.

Сегодня того, кто снимает и пишет честно, обвиняют в очернительстве. Хотя мы снимаем просто жизнь, то, что видим на улице. Нам говорят: «Нельзя это снимать». Почему? Это есть, я не могу на это закрыть глаза. Документальная фотография - это всегда препарирование общества. В Англии люди употребляют наркотики в безумных количествах, в США люди умирают от голода, или куча пьяных японцев валяется на улицах Токио... И обо всем этом есть проекты. Я бы хотел, чтобы российская аудитория могла увидеть свои проблемы и приступить к их решению. Однако она предпочитает не знать. Зарабатывать серьезной фотографией сегодня нереально, поэтому я устраиваюсь по вакансии контент-менеджер, продолжая снимать.

Фото из проекта "От Белого до Черного моря". Автор: Евгений Петрачков- Сегодня востребованы фоторепортажи военных действий на Украине. Не было мысли слетать туда?

- У меня никогда не было желания заниматься военной фотографией, идти за «жареным». Другое дело, если война постучится в мой дом, тогда я пойду, потому что в этом случае она коснется непосредственно меня. На войне фотографы работают как журналисты, и фотографии у них допускают некоторую циничность. Не хочу, чтобы циничность проникла в мое творчество.

- Но разве участие в проекте «От Белого до Черного моря» не открыло перед тобой двери редакций известных газет и журналов, фотогалерей?

Фото из проекта "От Белого до Черного моря". Автор: Евгений Петрачков- К сожалению, этого не случилось. Людям в России неинтересно, как живут другие люди в их стране, им вообще неинтересно, как живут другие люди, в отличие от всего остального мира. Целью нашей экспедиции от Белого до Черного моря было показать, как живет российская глубинка. Протяженность маршрута - 4300 км. Это 13 регионов, более 50 населенных пунктов. Мы передвигались на парусной яхте Freelancer. В проекте приняли участие 16 фотографов из объединения Liberty.Su, но мы менялись – одни уходили, на их место приходили другие, так как одновременно на борту могли находиться только пять человек. В 2013 году мы стартовали от Соловецких островов, доплыли до Зеленодольска (Татарстан), оставили там яхту на зиму, приехали снова в мае 2014-го, спустили ее на воду и продолжили путь до Сочи. Мы надеялись, что по ходу нашего движения мы сможем продавать свои снимки СМИ и на вырученные средства двигаться дальше. Предлагали разным изданиям, при этом фотографии сопровождались репортажами, откликнулась только тюменская пресса, и то благодаря тому, что в нашей команде был фотограф из «Тюменских известий». Газета платила нам за одну историю с фотографиями 2500 рублей, на пятерых человек этой суммы хватало максимум на два дня жизни. В 2013 году мы устроили промежуточную выставку «Север» по итогам первого года экспедиции. Она прошла в московской Галерее классической фотографии. Всем все понравилось, тем не менее на второй год никто не оказал денежную помощь, хотя отзывы были только лестные. К тому же по окончании путешествия в 2014 году Freelancer был продан, и мы только благодаря этому ушли в ноль. Так что наша экспедиция уже не будет иметь продолжения.

- И ты отправился в Индию в поисках ответов на свои философские искания?

Фото из поездки в Индию. Автор: Евгений Петрачков- Нет. В Индии фотография развита на три головы выше, чем в России, поэтому там часто проходят фотофестивали мирового уровня. Мне хотелось попасть в эту среду, почувствовать ее. Я не работал там по заданию, а снимал все, что хотел. Компании, которым нужны были рекламные фотографии для прессы, просто нанимали меня.

- А как они на тебя выходили, ты же в Индии новый человек, без имени?

- Индия такая страна, там очень легко завязываются контакты. Например, едешь в автобусе. Человек, сидящий рядом, видя, что ты иностранец с камерой, говорит: «Откуда ты? Я тоже фотограф, тоже документалист. Учился в Лондоне. Вот моя визитка. Позвони, я тебе могу что-нибудь подкинуть». Ну, вот так на меня выходили знакомые моих индийских знакомых. Там вполне естественна ситуация, когда сейчас ты не имеешь ни копейки в кармане, но спустя несколько часов стоишь на вечеринке на вертолетной площадке. Индийцы - открытые люди, поэтому там и жизнь совсем другая, начиная с того, что у них другое обращение друг к другу: «брат». В России нет подобного. Как обратиться к незнакомцу на улице? «Мужчина», «молодой человек»?

- «Брат» – звучит лучше!

Фото из поездки в Индию. Автор: Евгений Петрачков- Главное, это работает, это сближает людей. Знаете, что там меня особенно удивило? Я снимал парк, где гуляют дети. Увидел их рюкзаки на покрывалах, тоже щелкнул. Ко мне подошла учительница: «О, вы - документальный фотограф! А какой вы проект снимаете?» Там учительница знает, что такое документальная фотография, она понимает ее значимость. В России меня бы приняли, наверное, за педофила. У нас, бывает, даже нельзя достать камеру, почему-то это вызывает озлобленные взгляды.

- А на индийских фотофестивалях был?

- На нескольких. В России нет фестивалей такого уровня («ИнтерФото» загнулся). Там на фестивалях я рассказывал о проекте «От Белого до Черного моря». И люди были заинтересованы, они просили выслать материал. Важно, что у понимающих людей есть интерес к нашему путешествию, возможно, найдем спонсоров и сделаем книгу. Знаете, мне интересно, куда вы сможете пристроить наше интервью? Ижевский глянец для меня - забавная тенденция. Они пишут об успешных людях, которые зарабатывают миллиарды. Я не зарабатываю ничего, но у меня есть камера... И мне нужна новая камера.