Сам себе преподаватель. В УдГУ, оказывается, можно возглавлять факультет и заодно учиться на нем

Юлия Сунцова

Зачем учить ученого? Ответ на этот билет на «отлично» знают в Институте социальных коммуникаций Удмуртского госуниверситета. Директор института Лариса Баталова и заведующая одной из кафедр Татьяна Оконникова после долгих лет преподавательской практики и руководства на факультете решили вернуться в лучшие годы жизни — в студенчество. Два года назад они поступили на очную форму обучения в магистратуру родного вуза. Гранит науки грызут на бюджетных местах, которые вместо них могли бы занять слушатели, которым степень магистра нужна не для повышения показателей вуза. Вдобавок ко всему, Лариса Вячеславовна и Татьяна Ивановна в силу занимаемых должностей просто вынуждены были сами себя зачислять в студенты, начислять самим себе стипендии, отметки при этом они получают от своих непосредственных подчиненных.

Фото ©День.orgС выбором будущей профессии Лариса Баталова и Татьяна Оконникова в раздумьях не мучились — пошли по самому легкому пути, по накатанной. Лучше всего обучаться тому, что… сам преподаешь, — туризму.

Этакое мнимое получение учености за бюджетный счет выглядит вызывающе, рождает множество вопросов. На официальной страничке, посвященной направлению «туризм» в Институте социальных коммуникаций УдГУ, сообщается, что университет располагает квалифицированным кадровым составом для качественной подготовки специалистов в области туризма. В качестве примеров активной научно-исследовательской деятельности преподавателей кафедры даже приводятся монографии и диссертации директора Ларисы Баталовой. На самом деле, обе примеряющие на себя роль магистрантов преподавательницы в учебной и научной деятельности уже собаку съели: в свое время получили ученые звания доцентов, защитили кандидатские. Преподавательский опыт тоже солидный: лекции по туризму они читают студентам с 1998 года — с момента появления этого направления на кафедре. Практический опыт в сфере у Татьяны Оконниковой даже вызрел в открытие своего туристического агентства — ООО «Озон». Получение диплома магистра на фоне прежних успехов в науке можно сказать, выглядит «понижением». Помимо прочего, риторическим становится вопрос: каким образом коллеги Баталовой и Оконниковой, находящиеся к тому же в их прямом подчинении, могут повысить их квалификацию?

Но есть куда более существенные несостыковки, требующие разъяснений. Как председатель стипендиальной комиссии факультета Баталова непосредственно принимает решение о назначении стипендии (утверждает рекомендуемые списки стипендиатов), в том числе и самой себе. Кроме того, она распоряжается материальным фондом — ее согласование проходят все надбавки и все формы поощрения для обучающихся на бакалавриате и в магистратуре ИСК. Речь, напомним, о бюджетных средствах. В силу занимаемой должности руководителя института (факультета) она автоматически входит в состав университетской приемной комиссии и имеет право визировать все приказы этой комиссии, в том числе и на зачисление в магистранты самой себя. Также в рамках своего факультета Лариса Баталова имеет право формировать отдельные предметные комиссии по приему и пересдаче конкретных экзаменов и зачетов.

Татьяна ОконниковаСитуация явно содержит в себе признаки конфликта интересов. Но в вузе данное обстоятельство категорически игнорируют. На днях в университете как раз состоялось заседание антикоррупционной комиссии. Ее члены не сочли нужным обсудить интересное положение директора и завкафедрой. За включение данного вопроса в повестку заседания проголосовал только один член комиссии — тот, кто написал служебную записку. Бравирование вопроса вузовскими борцами с коррупцией, их молчаливое выражение солидарности с руководителями ИСК позволило проректору по учебной работе УдГУ Михаилу Кибардину «ошибочно» отчитаться в отсутствии проблемы. В разговоре с корреспондентом «День.org» он, ссылаясь на официальное решение антикоррупционной комиссии, заявил, что не видит никакого конфликта интересов.

«Все в рамках законодательства и действующих в вузе правил, — отрезал он. — К приемной комиссии сотрудницы никакого отношения не имеют. Влиять на свои оценки не могут. Полномочий на начисление себе стипендий не имеют». Проректор выразил полную уверенность в том, что упомянутые преподавательницы ходят на занятия в магистратуре не реже, чем остальные. «Конечно, посещают! — возмутился он. — Тем более что Лариса Вячеславовна лично несет ответственность за организацию учебного процесса на факультете».

Для дальнейших уточнений главный по учебной части отправил к каким-то «имеющимся в университете регламентам и протоколам заседаний».

Лариса БаталоваК неудобным вопросам директор ИСК Лариса Баталова подготовилась заранее, основательно. Это чувствовалось. В телефонном разговоре с корреспондентом «День.org» она заявила, что не собирается никому доказывать очевидное: «что имеет право выбора и право свободы», что «такой же простой человек, как и все, и имеет право на образование».

Нужду в получении специальности, которой сама научила не одно поколение выпускников, директор института объяснила требованиями федеральных образовательных стандартов, предъявляемых ныне к государственной высшей школе.

«Во время последней аккредитации вуза проверявший направления нашего факультета эксперт из Министерства образования и науки России сделал нам замечание, — сказала Лариса Баталова. — Дело в том, что преподаватель, обучающий определенной дисциплине, должен иметь соответствующее профильное образование. С 2016 года эта норма закона вступает в силу. Поскольку в мире в принципе не существует такой науки, как туризм, то нет и речи о том, чтобы у нас имелись такие дипломы. Чтобы как-то выйти из положения, эксперт посоветовала нам пойти получить это базовое образование в магистратуре».

При ответе на «нетактичные» вопросы директор ИСК заняла оборонительную позицию. Она декларировала, что для зачисления самой себя в магистратуру она не имеет права утверждающей подписи. По поводу несуразицы с преподаванием и одновременно обучением одним и тем же дисциплинам в рамках одного и того же факультета Баталова заявила, что в учебном плане для магистратуры и в учебных поручениях ни под одной дисциплиной, ни под одним учебным часом не стоит ее фамилии. Экзамены и зачеты, сказала она, у нее и завкафедрой принимают не они сами, а коллегиальный орган.

На вопрос о том, как ей удается совмещать столь ответственную управленческую должность с преподавательской деятельностью и с обучением на очной форме, Лариса Баталова ответила, что все зависит от индивидуальных черт характера. «Почему один человек к 30 годам уже кандидат наук, имеет престижную работу, квартиру, семью, двоих детей и еще и спортом занимается, а другой человек к этому возрасту только задумывается, как бы все это получить?» — не растерялась она.

На прямой вопрос, посещает ли она занятия, собеседница ушла от ответа: «Вот вы же тоже, как любой нормальный человек, иногда болеете, возникают какие-то иные обстоятельства, препятствующие…» Отстаивая реноме примерной ученицы, Лариса Баталова настоятельно рекомендовала мне ознакомиться с рейтингом ее успеваемости — «лучшим среди магистрантов» — и почитать ее обширные научные труды в «ВАКовских» журналах. В завершение разговора она отметила, что такие преуспевающие студенты, как она, достойны повышенной стипендии.

Фото ©День.orgСитуацию с посещаемостью занятий данными магистрантами полностью прояснили их сокурсники. Они рассказали, что Баталову и Оконникову в течение двух лет не видели ни на одной паре. Блестящие показатели успеваемости при нулевой посещаемости только лишний раз доказывают: преподаватели прекрасно справляются сами по себе. Определенно, нужно было уступить бюджетные места, стипендию и причитающиеся льготы кому-то другому.

Официальная версия о столь дурацкой затее, возникшей по наставлению «эксперта из Минобраза» ради улучшения показателей вуза, учитывая сегодняшнее состояние российской системы образования, кажется вполне правдоподобной. Один нюанс: цель всего этого абсурда — повышение квалификации преподавательского состава. Способствует ли такая фиктивная практика достижению этой цели? Ну и чем тогда мы тут все занимаемся?..