Ритуал публичных слушаний без публики. В Ижевске чиновники совершали его перед чиновниками

Лидия Кулябина

Намедни в здании театра «Молодой человек» при «полном аншлаге» прошли публичные слушания по проектам решений Гордумы Ижевска об исполнении бюджета столицы Удмуртии за 2014 год, об утверждении Правил благоустройства города, а также о внесении изменений в Устав города. За 10 лет, прошедших с момента введения в практику публичных слушаний, ижевским властям удалось превратить этот инструмент прямой демократии в фарс — но настолько формализованный и занудный, что, видимо, скоро он надоест и самим организаторам.

Фото ©День.orgУйти хотелось с самого начала. Даже тележурналистке, которая еще за несколько минут до мероприятия на голубом глазу в полный голос спросила у своего куратора: «А нам обязательно здесь все два часа сидеть?» Разрешение свернуться пораньше вызвало зависть у занявших места согласно розданным в фойе талончикам: роль публики на мероприятии уже привычно была распределена между муниципальными служащими из всех городских районов, а первые ряды традиционно занимали представители различных управлений городской администрации. И ничего против не попишешь: разве они не горожане?

И настолько это было откатано, что регистрацию организовали не по людям, а по учреждениям, так что ответ на вопрос: «От какой вы организации?» — «А я просто житель!» — поставил сидящих за указателем «Октябрьский район» в тупик. Нерешительный взмах руки в неопределенном направлении «вам туда» удивил: «Так я же в Октябрьском районе живу!» После консультаций с начальством, конечно, зарегистрировали. Но смотрели как на арт-объект.

Согласно выданным талончикам. Фото ©День.orgВ решительном шаге главы города Александра Ушакова к сцене читалось только одно: поскорее бы с этим покончить. С этого и начал: три вопроса, выступления по регламенту не более пяти минут, выступают только заранее записавшиеся, все вопросы и предложения в письменном виде — их передадим и учтем, но здесь озвучивать не будем. В общем, сделаем все, чтобы в полтора часа уложиться. «15 мая документы были опубликованы в «Известиях», находились в администрациях районов, пяти библиотеках города, были размещены на городском портале, так что у всех была возможность ознакомиться. Замечаний и предложений не поступило», — смесь укоризны и облегчения в голосе Александра Александровича. Надо признать, что работа по информированию поставлена в городе хорошо, можно сказать, филигранно: так, чтобы сообщить, но при этом никто не услышал. И на слушаниях — не услышал и не вступил в прения, так что микрофоны в зал и не выставлялись.

Эдуард Теслев, замглавы администрации — начальник управления финансов, задал тон. Плановый дефицит бюджета — 485 млн, налоговый потенциал снизился на 16,8%, неналоговые доходы выросли до 486 млн, в том числе за счет реализации земельных участков на 479 млн, долги — 74,4% от собственных доходов… Цифры сыпались скороговоркой, отработанной почище, чем у актера муниципального театра. Убористость цифр на бледно высвеченной презентации также не способствовала усвоению. Да к нему слушатели и не стремились. Кто-то без боя сдался тяжелой послеобеденной дремоте, другие нашли утешение — хвала технологиям! — в личных контентах.

Слушатели как-то приуныли. Фото ©День.org«Такого количества цифр я давно не слышал», — попытался пошутить и. о. руководителя постоянной комиссии по бюджету и финансам Гордумы Ижевска Дмитрий Данилов в начале речи — видимо, в стремлении установить контакт с публикой. Последующие заявления на общем фоне звучали пугающе цинично: «Бюджет — это инструмент для того, чтобы превратить Ижевск в процветающий город. Сложно учесть интересы всех. И сегодняшняя встреча — возможность нащупать болевые точки». Но у публики уже давно ничего не болело. И даже характеристика муниципального долга как «приближающегося к предельным значениям» собравшихся не испугала: они продолжали стоически сносить выпавшее на их долю испытание речами градоначальников. «Собственные доходы составляют у нас меньше половины всех доходов. Мы зависим. Не всегда прозрачно прописаны процедуры. Город должен научиться жить в этих рамках, — Дмитрий Валентинович был неумолим. — Что хочется пожелать в этом направлении? Жителям — не быть равнодушными, последовательно и настойчиво отстаивать свои интересы».

Поломавший ход мероприятия Жаудат Давлятшин. Фото ©День.orgНо, несмотря на стройность отыгрывания ритуала, спонтанность жизненного мира все же проникла в здание муниципального театра. И вот засада: на обсуждении внесения изменений в Устав Ижевска, связанных с превращением двуликой гидры главы города и главы городской администрации в единого градоначальника, игру поломали свои же. «Жаудат Рашитович (руководитель фракции «Справедливая Россия» в Гордуме Жаудат Давлятшин. – Прим. «День.org»), ну это же процедурный вопрос, — по-свойски отреагировал Александр Александрович. — Я по глазам вижу, что многие здесь помнят, как всенародно мэр избирался. Много чего было… Процесс совершенствования местного самоуправления продолжается. Должен пройти не один десяток лет…»

При голосовании по первому вопросу Александр Ушаков спросить, кто против и воздержался, запамятовал. На втором вспомнил, но таковых не оказалось. На третьем — по Уставу — «против, воздержался» проговорил скороговоркой. Жаудат Рашитович поднял руку так быстро, как только смог. «Один воздержался», — прокомментировал Ушаков. «Я, вообще-то, против», — возразил депутат.

Александр Ушаков и Жаудат Давлятшин продолжили разговор лично. Фото ©День.orgПосле приглашения поучаствовать в праздновании Дня города, когда муниципальные служащие спешно покидали зал, Жаудату Рашитовичу в микрофон было предложено подойти. Пятнадцать минут препирательств с коллегой заставили Александра Александровича раскраснеться. Но и тут многолетний опыт пришел на выручку. «Вы не торопитесь? Может, чаю? Проводите, поговорите, — обратился глава к Дмитрию Чулкину, начальнику управления правовой экспертизы. — А я пока тут с журналистами».

Туалеты муниципального театра все так же пахли подвальной сыростью. Освещение в кабинках все так же не предусмотрено: свет пробивается сквозь щель под потолком. Город должен научиться жить в этих рамках.