Выдел в натуре. Кому на руку выделенная полоса в столице Удмуртии?

Жанна Ситникова

Выделенная полоса для общественного транспорта в Ижевске заработала с новой силой. К участку на улице Удмуртской с 15 июня добавились отрезок улицы Кирова от Горького до 30 лет Победы в обе стороны и часть улицы Новоажимова от Азина до Маяковского в сторону центра. Вроде бы еще один шаг к цивилизованным отношениям на дороге. Вот только, как говорится, заставь дурака молиться... Полоса для автобусов и троллейбусов выделена аж тремя знаками дорожного движения. Соответственно, тот, кто заехал на нее, нарушил сразу три пункта Правил дорожного движения? 

фото: ©День.orgВзгляд из салона автомобиля

До этого дня я не предполагала, что простое слово «выделенка» может даже у  вполне спокойного человека вызвать бурную реакцию, переходящую порой в приступ ярости.  Комментируя ситуацию, большинство опрошенных мною автомобилистов в выражениях не стеснялись. И совсем не потому, что  автобусы и троллейбусы в самых проблемных местах города теперь будут передвигаться  по свободной от пробок полосе. Причина гнева — традиционная для наших мест «недодуманность» идеи. Полосу нарисовали, знаки установили, о последствиях, как это у нас водится, не подумали.

Полосу для общественного транспорта в Ижевске выделили за счет сужения других полос. Что это значит, автомобилисты уже ощутили на улице Удмуртской. По их мнению, решение, мягко говоря, не лучшее, так как дольше двух месяцев разметка на ижевских дорогах  не держится, а все остальное время машины движутся в пять, а то и шесть рядов.

фото: ©День.org«Город отобрал два правых ряда у автомобилистов и пустил по ним автобусы-троллейбусы, — комментирует  автовладелец Ренат Искандеров. — Именно отобрал, потому что заужать, я считаю, было некуда, и так пробка. И именно два ряда, потому что это только в головах чиновников и специалистов ГИБДД машины ездят с интервалом в полкорпуса, а на самом деле едва ли не зеркалами задевают друг друга. Эти отобранные у простых горожан два ряда можно смело плюсовать в длину пробки, которая теперь будет от светофора до светофора. Что уже начало происходить на участке от Красногеройской до Советской? Там троллейбусы дружным строем покидают транспортную полосу по той простой причине, что им всем нужно на Советскую налево, перекрывая и без того пробочный поток и оставляя транспортную полосу практически пустой. Теперь обеденная пробка на Удмуртской плавно перерастает в вечернюю, в том числе именно из-за троллейбусов. Ну так скажите, за каким... нужно было делать транспортную полосу на такой загруженной дороге, если это ее окончательно парализовывает?! Не лучше ли отремонтировать дороги, чтобы транспорт ехал быстрее, не объезжая рытвины глубиной по колено?»

Под другим углом смотрят автомобилисты и на «знаковую» экипировку выделенной полосы, обрамленной в знаки «кирпич», «время действия», собственно «выделенная полоса», и сплошную разметку. В числе первых подвох здесь увидели профессионалы — инструкторы автошкол. По долгу службы в правой полосе они проводят большую часть дня, и кому, как не им, знать, где здесь собака порылась. Три знака, в которую обрамлена «выделенка», при заезде на нее грозят сразу тремя штрафами: 1500 рублей — за саму полосу,  до 5000 — за въезд под «кирпич»,  а максимальное наказание за пересечение сплошной — до 6 месяцев лишения водительских прав.

«Выделенная полоса — это хорошо, думаю, многие согласятся, что она должна быть, — говорит инструктор автошколы с 30-летним стажем Виктор Лозин. — Но сделана она неграмотно. Тот, кто заехал на нее в разрешенное время, после 19:00 не  может по правилам покинуть ее до следующего перекрестка, не пересекая сплошную. Вот если бы рядом со сплошной на всем ее протяжении изнутри нанесли прерывистую разметку, тогда это было бы грамотно».

Взгляд со стороны патруля ДПС

Когда я поинтересовалась в 1-м отделе Управления ГИБДД МВД по Удмуртии,  за что именно будут штрафовать тех, фото: ©День.orgкто заехал на выделенную полосу и нарушил сразу несколько пунктов Правил дорожного движения, молодой человек на другом конце провода попросил перезвонить, так как ему нужно было уточнить информацию.

«За въезд на полосу общественного транспорта предусмотрено административное наказание в виде штрафа размером 1500 рублей, — ответили мне два часа спустя в ГИБДД. — Контроль за соблюдением данного правила дорожного движения будет вестись ежедневно патрулями ДПС, протоколы будут составляться за нарушение пункта 18.2 ПДД, то есть непосредственно за выезд на полосу для общественного транспорта».

В ГИБДД меня заверили, что пересечение сплошной и въезд под «кирпич» в данном случае караться не будут. Учитывая годами выработанную практику общения инспекторов дорожной службы с автомобилистами, верится с трудом. Особенно на фоне многочисленных знаков, обрамляющих «выделенку», и сплошной полосы, обеспечивающих большие возможности законно выписывать штрафы и пополнять казну различных уровней (от муниципальной до личной) сразу по нескольким пунктам.

Также в инспекции по безопасности дорожного движения сообщили, что «Автоураганы» патрулям пока не в помощь, их нужно перенастраивать, а это большие затраты, на которые город пока не способен. Так что камеры видеонаблюдения фиксировать въезд на полосу для общественного транспорта не будут.

Сейчас в Ижевске выделенная полоса есть на трех улицах: Удмуртской, Кирова (в обоих направлениях от М. Горького до 30 лет Победы) и на Новоажимова (по направлению к центру от Азина до Маяковского). На Удмуртской, где полосу для общественного транспорта выделили еще год назад и таким образом дали привыкнуть к полосе, дорожные полицейские ежедневно выписывают протоколы за это нарушение. На Кирова и Новоажимова пока идут работы по установке знаков, и как только они будут закончены, «выделенка» также заработает в полную силу. Времени на привыкание к новшеству на дороге здесь не дадут.

Взгляд из кабины водителя автобуса

Выделенная полоса на Удмуртской уже существенно облегчила жизнь водителям общественного транспорта, это факт. И транспортники, пожалуй, единственные, кто не очень словоохотлив в комментариях по этому поводу.

«За время действия выделенной полосы на Удмуртской  мы заметили — отставание от графика автобусов из-за простаивания в пробках значительно сократилось, — сказал мне заместитель генерального директора по эксплуатации ОАО «ИПОПАТ» Алексей Пиянзин. — Раньше в часы пик доходило до того, что маршруты  № 12, 22, 27 отставали от графика на 40 минут».

«Самое тяжелое время было в час пик, —  рассказала водитель  маршрутного автобуса Наталья Зубова. — В пробке все нервничают, все ищут способы продвинуться хоть чуть-чуть вперед и постоянно подрезают автобусы, забывая, что это не легковой автомобиль и мгновенная остановка для такой машины практически невозможна. А еще нужно учитывать, что в автобусе несколько десятков пассажиров, которые при резком торможении просто полетят по салону. Кроме того, автомобилисты любят выстраиваться в два ряда в одной полосе и забывают, что с автобусом такой номер не пройдет, в результате мы стоим, пассажиры нервничают, а вечером мы получаем нагоняй за отставание от графика».

фото: ©День.orgНапоследок парадокс: водители общественного транспорта не обязаны двигаться по выделенной полосе. Если она отделена от остальной дороги прерывистой линией разметки и в данном направлении есть еще хотя бы одна полоса движения, предназначенная для всех, то автобусы, троллейбусы и маршрутки при желании могут на нее выезжать — гласят Правила дорожного движения. Это касается и такси, которым разрешено ездить по полосе для общественного транспорта.