Шведский взгляд. Советник по культуре Посольства Швеции в России о современном скандинавском кино

Лидия Кулябина

В Ижевске продолжается фестиваль шведского кино. Вместе с руководителем Ижевского киноклуба Андреем Смирновым 11 июня его открывал советник по культуре Посольства Швеции в России Мортен Франкбю.

— Как формировалась программа фестиваля?

— Ежегодно из Шведского киноинститута мы получаем бокс с фильмами разных жанров (анимация, документалистика, игровое кино), дублированными на разные языки. Там бывает порядка десяти фильмов. Наша задача как посольства — чтобы люди видели. Это называется public diplomacy. Организаторы на местах имеют возможность показать все или отобрать несколько.

— Фильмы отражают специфику жизни современных шведов — так написано в анонсе. Вы лично видите шведскую жизнь такой?

— Режиссер по-своему смотрит на мир. Фильмы новые, и каждая картина показывает маленький кусочек Швеции — через мировоззрение автора. Я лично не разделяю этот подбор на 100%. Это же свобода творчества — я не согласен, но это не самое главное. Но, честно говоря, там есть и экономический фактор. Здесь практически нет очень успешных и потому слишком дорогих для Шведского института картин — блокбастеров… Есть и другое ограничение — режиссеры, которые не хотят, чтобы их фильмы демонстрировались в такой подборке — среди прочих лент. Как, например, Рой Андерсен, который на следующей неделе будет в Москве.

Дает ли эта подборка правильный взгляд на Швецию? Не знаю, есть ли вообще понятие «правильный». Возможно, публика не будет в восторге от Швеции. И тогда это хорошая база для дискуссии. Если не соглашаются — это неважно. Это же не пропаганда. Конечно, важно, чтобы потом был отклик, какая-то реакция. Самое лучшее — когда после просмотра кто-то покупает путевку в Стокгольм на выходные, например.

— Вы такого эффекта ожидаете?

— Я не ожидаю эффекта. В моей работе невозможно скалькулировать результат. Если я за пять лет дважды привез в Ижевск шведские фильмы — это не значит, что в Швеции будет больше туристов из Ижевска. Нет, я четко это понимаю. Моя задача, самая важная — показать, как устроено шведское общество.

— Но вы же понимаете, что, когда информация поступает по толике, она обрастает всевозможными стереотипами. Шведская спичка, шведская стенка, шведская семья…

— Шведская стенка и шведский стол существуют. Шведская семья — нет. Я не знаю, кто это придумал. Это понятие, по-моему, есть только в России. Мы показываем не всегда то, что люди ожидают увидеть о нашей стране. И тогда возникает площадка, чтобы говорить об этом.

— Снять кино про 100-летнего — это по-шведски? Это отражает какое-то специфическое отношение к старости в Швеции?

— Это, кстати, блокбастер. Сто лет — это везде много. И даже для нас. Средний возраст в Швеции — 78-79 лет. Автор просто использовал столетие как прием, чтобы рассказать о разных исторических эпизодах. Это комедия, в которой человек вспоминает свою жизнь, которую автор наполнил всевозможными приключениями: герой был в Советском Союзе, встречался с Рузвельтом, имел отношение к ядерной бомбе, культурной революции в Китае. Такой пикареск. Никакой связи с реальностью.

— Помню, что моим первым впечатлением от эстетики шведского кино было то, что создатели не страдают «улучшательством» человеческой натуры — ни внутренне, ни даже внешне. Наоборот, ракурсы такие, что и лица, и тела показаны, как правило, с неприглядной стороны. Никаких красавиц и красавцев — какой-то антиголливуд.

— Думаю, что вы правы. Я не знаю, почему так. В истории кино — все красиво, много грима. Но сейчас режиссеры хотят показать более реальных людей, которые близки и понятны публике. Это же Ларс фон Триер — скандинавский, кстати, режиссер — сказал, что надо снимать без грима, только натуральные съемки, обычный свет, ручная камера. Это было началом тенденции. Я согласен: на экране все меньше и меньше красивых актеров. Но, возможно, и другая тенденция возобладает — как знать.

***

Фестиваль добавил новые штрихи, к примеру, к «существующему только в России» образу шведской семьи. Снять на камеру события развода своих родителей, включив при этом в свой документальный дебют кадры домашней хроники, где абсолютно голые мать и дитё, спасаясь от жары, поливают друг друга из шланга, — это ли не по-шведски? Этого вы уже не увидите. Зато еще есть шанс узнать, что случается в Швеции на встречах выпускников и как можно снять комедию о том, как в день своего столетия человек шагает из окна дома престарелых.