Под угрозой затопления. На устройство ливневок в Ижевске потребуется не один год и не один миллиард

Екатерина Волкова

Затопление улиц в столице Удмуртии во время ливней становится привычным делом. Каждый раз, когда синоптики прогнозируют обильные осадки, ижевчане с замиранием сердца ждут последствий. А они чаще всего бывают неприятными. Ливневая канализация не справляется с нагрузками. На ее обновление требуется порядка 8 млрд рублей. Проблема с ливневками получила широкий общественный резонанс после потопа в Сочи и городах Центральной России.

Ул. К. Маркса. Фото: vk.com (Роман Валеев)В Ижевске сегодня колоссальная проблема с ливневой канализацией, доказательство тому — многочисленные фотографии и видео затопленных улиц после дождей. Людям приходилось передвигаться по колено в воде. Заложниками «большой воды» становились и автомобилисты, которые из-за потопов на дороге не видели ям и выбоин, к тому же грязевые потоки разрушительно влияют на механизмы транспортных средств.

Суть проблемы

Засоренная ливневка на парковке у "Радиотехники". Фото ©День.orgОчевидно, что система ливневой канализации в Ижевске уже устарела. Ее строили еще в советские годы, когда не было такого объема асфальтового покрытия и такого количества домов и машин. Талая и дождевая вода впитывалась в почву. Тогда, видимо, не предполагали, что город так разрастется.

Актуальность этой проблемы подтверждают как общественники, так и власти республики. Наибольшую огласку получило состояние улицы Партизанской. Здесь хоть и есть ливневка, но она не справляется с огромным потоком воды, которая стекает сюда во время дождей с других улиц. «После проливных дождей там работает насос, откачивает воду, но этого недостаточно, нужно комплексно решать эту проблему — выводить водоотведение за город», — считает председатель общественной организации «Автомобилисты Удмуртии» Борис Ломаев.

На этой улице побывал и глава Удмуртии Александр Соловьев. Он заявил, что дорожники не будут здесь делать асфальт, пока город не решит вопрос с ливневой канализацией. На это потребуется около 76 млн рублей. В данный момент Ижевск такие деньги выделить не может.

Однако ранее Соловьев выразил мнение, что властям города стоило правильно определять приоритеты: «Я говорю Ижевску — есть бюджет, активно включайтесь в работу своим бюджетом. Делают велодорожки за 130 млн рублей. Надо делать? Конечно надо, но когда на ливневку выделяют 6 млн, а на велодорожки 130 млн — вы меня извините».

Администрация города выступала с предложением выделить необходимые средства из дорожного фонда республики. Однако республика в этом ей отказала.

Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства УР Владмир Афонькин. Фото: mindortrans.su«Мы можем тратить средства дорожного фонда только на дороги, на их расширение, усиление покрытия, обустройство обочин и т. п., — говорит заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства УР Владимир Афонькин. — На устройство ливневых канализаций не предусмотрено выделение средств из дорожного фонда, хотя город часто хочет за счет дорожного фонда обустроить ливневые канализации или провести подготовительные работы: вырубку деревьев, перенос коммуникаций, снос домов».

С точки зрения ведомства, на эти нужды город должен изыскивать средства сам.

Вода дорогу точит

Решать проблемы с отсутствием ливневок в городе нужно и потому, что вода, как талая, так и дождевая, разрушает асфальтовое покрытие. По словам специалистов, дорога может прослужить гораздо дольше, если будет обеспечен отвод воды с проезжей части. Александр Соловьев в связи с этим сказал недавно журналистам, что запретит ремонтировать дороги там, где нет ливневки. «Дорожники сейчас в недоумении. Им надо благоустраивать территории, ремонтировать улицы, укладывать асфальт, но из-за отсутствия нормальной ливневой канализации работы задерживаются. Допустим, уложат они асфальт, а вода будет стоять. Она же никуда не уходит. Люди придут и скажут: вы сработали плохо, дорога некачественная. Хотя дело не в дорожниках», — посетовал он.

Ливневка на ул. К. Маркса. Фото ©День.orgК примеру, если сейчас положить новый асфальт на улице Партизанской, то он начнет разрушаться уже через 2-3 года. Поэтому, прежде чем приступить к ремонту дороги, нужно выполнить подготовительные работы: исключить попадание воды на проезжую часть из-за завышенных обочин или дождевой воды, которая не успевает попадать в ливневую канализацию.

Часто возникает ситуация, когда новая дорога в течение гарантийного срока разрушается не из-за некачественного покрытия, а из-за плохого содержания и обслуживания. Уже много таких споров, но до судебных тяжб пока не дошло.

Работы ведутся, но не теми темпами

Ул. Советская, в рамках ремонта дороги делают ливневку. Фото ©День.orgСказать, что в Ижевске совсем не проводится работа в этом направлении, неправильно, просто не теми объемами и темпами, которые город должен соблюдать. «Может, город не был готов к тому, что Миндортранс УР в течение трех лет из дорожного фонда будет выделять им порядка 600-800 млн рублей», — говорит Владимир Афонькин.

В 2015 году в муниципалитете предусмотрено 5 млн рублей на содержание систем ливневой канализации на территории Ижевска. В рамках этого финансирования проводятся работы по восстановлению работоспособности ливневок в наиболее затапливаемых местах. Так, в этом году будут ремонтировать систему на перекрестке улиц Чугуевского и Карла Маркса. На этом проблемном участке планируется уменьшить высоту трамвайных путей, на что постоянно жалуются водители, а также наладить водоотведение. Кроме того, при ремонте дорог в городе все ливневые колодцы вскрывают и очищают.

Дорожники стараются пока не ремонтировать проезжую часть на тех улицах, которые наиболее подвержены затоплению, например, Маяковского. А таких плачевных участков в столице Удмуртии много.

Какие решения предлагают

Ливневка на ул. К. Маркса. Фото ©День.orgРешением проблемы может стать создание единой программы с учетом финансирования со стороны городского бюджета и субсидий от Миндортранса. «Необходимо, чтобы программы не пересекались, а шли последовательно, с поэтапным развитием: сначала делаем ливневки, потом подготовительные работы, связанные с переносами каких-то коммуникаций, потом уже ремонт проезжей части», — поясняет Афонькин.

По предварительным подсчетам, на обеспечение полноценного водоотведения на территории Ижевска нужно порядка 7-8 млрд рублей. Это должна быть отдельная статья расходов в бюджете города, однако кто и в какие сроки будет финансировать, пока непонятно. Причем необходимо, чтобы средства выделялись регулярно — на обеспечение города качественной системой ливневой канализации потребуется не один год.