Один в поле воин. Житель Ижевска вышел на судебную тропу войны с управляющими компаниями

Жанна Ситникова

Рядовой житель Ижевска совершил почти невозможное — сумел в суде доказать, что управляющая компания «Единая УК» длительное время незаконно обогащалась за счет жильцов многоквартирных домов. Только по последнему иску Александр Корепанов вернул в семейный бюджет более 6 тысяч рублей необоснованных платежей. Сумма иска, с одной стороны, небольшая, но если умножить ее на всех жильцов 9-этажного дома, цифры получаются шестизначные.

Фото: ©День.org

Герой своего дома

Показать себя читателям «День.org» и сфотографироваться борец с ЖКХ-несправедливостью отказался, зато на встречу пришел с увесистой кипой документов, в которой — вся история его коммунального противостояния. Начиная с 2003 года Александр Корепанов с управляющими компаниями судился четыре раза и все иски выиграл.

Все началось с банального потопа, когда его квартиру на протяжении длительного времени периодически заливало из-за аварий в сетях дома. Десятки обитых порогов, многотомные экспертизы и желание сдаться — так сейчас Александр вспоминает тот первый процесс. Но именно тогда, изучив Жилищный кодекс России, он понял — потребителей коммунальных услуг бессовестно обманывают и зарабатывают миллионы на неведении горожан.

«Я словно прозрел, — рассказывает Александр. — Столько статей нарушено, столько денег мы Фото: ©День.orgпереплачиваем! Но чтобы вернуть свои деньги, нужна очень хорошая доказательная база, грамотно составленные исковые заявления и хорошее знание Жилищного кодекса».

Взглянув однажды почти профессиональным взглядом на счет-квитанции, по которым он примерно оплачивал каждый месяц, мужчина нашел как минимум три причины для искового заявления.

До недавнего времени Александр с семьей жил на Молодежной, 77 в Ижевске. Этот дом, через дорогу от большого гипермаркета «Магнит», в народе называют «китайской стеной», так как к нему пристроены еще три многоэтажки — 79, 79а и 79б. На все четыре высотки установлен единый прибор учета тепловой энергии, который и стал предметом последнего иска Александра Корепанова к «Единой УК». Суть в том, что, несмотря на наличие счетчика, управляющая компания взимала с жильцов 77-го дома плату за тепло по нормативу, но при этом коммунальщики додумались брать с собственников деньги еще и за обслуживание недействующего прибора учета, как за общедомовое имущество.

В итоге суд постановил, что у управляющей компании не было никаких оснований брать плату за обслуживание счетчика, и обязал «Единую УК» вернуть истцу 811 рублей. Кстати, пока шли разбирательства, семья Корепановых уже успела переехать в другой дом, но мужчина надеется, что примеру последуют его бывшие соседи.

«Я не стал богаче от того, что суд подтвердил мою правоту, дело не в этом. В доме 167 квартир, и все жильцы платили за обслуживание счетчика, и в целом получались очень большие суммы!» — говорит Александр Корепанов.

Фото: ©День.orgИнспекция в помощь

Сейчас Александр сам может выступать в роли консультанта, но понимает — войну не выиграть, если тылы не прикрыты заключениями экспертов. На чашу весов Фемиды в борьбе против «Единой УК» он кладет активную переписку с Госжилинспекцией и нормативные документы. Так, борцу за коммунальную справедливость удалось доказать, что строчка в получаемых им платежках «надбавка за текущий ремонт конструкций элементов жилого здания» не более чем очередной побор. На общем собрании собственников жилья, инициированном «Единой УК», было принято решение уменьшить норматив по потреблению тепловой энергии, в результате чего жильцы могли сэкономить по 7 рублей за каждый квадратный метр своей площади. Но сэкономить коммунальщики не дали — эти деньги забрали в виде надбавки за ремонт.

«С поставщиками тепла управляющая компания рассчитывалась по сниженному нормативу, а 7 рублей оставляла себе, — рассказывает Александр Корепанов. — При этом не было ни одной сметы, ни одного документа, подтверждающего, что был произведен какой-то ремонт».

Словом, это была простая и в то же время хитрая схема отъема денег у населения, которое Фото: ©День.orgнаивно полагало, что раз управляющая компания сама инициирует снижение норматива, значит, она на стороне жильцов. Глаза на эту небескорыстную щедрость открыло решение суда.

«Управляющая компания не наделена правом самостоятельно устанавливать норматив потребления коммунальной услуги, — говорится в решении суда. — Действующее законодательство предоставляет управляющим компаниям лишь право инициировать норматив потребления коммунальной услуги, а применению он подлежит только после установления и утверждения уполномоченным органом в установленном законом порядке».

Беспрецедентный случай

Глядя на Александра, не скажешь, что этот человек смог побороть такого монстра, как управляющая компания. Скромный, но импульсивный и решительный, готовый пойти на риск, если уверен в своей правоте, невысокого роста, чем-то даже похожий на Наполеона Бонапарта. Фото: ©День.orgИ его наполеоновским планам инерцию придают предыдущие победы. Такие, к примеру, как спор о злосчастной электроэнергии на ОДН. Наш герой доказал, что под видом ОДН его долгое время заставляли оплачивать потери энергии в результате ветхости сетей, а также несанкционированных подключений ларьков и магазинов к электросетям дома.

Сейчас мужчина готовится доказать, что количество живущих ижевчан в квартире, а не количество ее квадратных метров влияет на выработку ресурса лифтов. И объем работы служб по вывозу бытового мусора также зависит от числа проживающих в доме, а не от размера собственности каждого из жильцов.

Список претензий Александра Корепанова к управляющим компаниям длинный. И жаль, что у нас в стране судебный прецедент официально не является источником права. Иначе всего один такой искатель правды мог бы стать основой для тотального наведения порядка в сфере ЖКХ.