Противоположности. В один день, 16 июля 1867 года, в нашу жизнь вошли динамит и железобетон

Дмитрий Коробейников

Это весьма символичное соседство, поскольку динамит на многие десятилетия стал символом и основным средством разрушения. Ну а железобетон (он же «армированный бетон»), напротив, обеспечил прорыв в строительной отрасли и до сих пор является основным материалом для реализации наиболее честолюбивых проектов.

Фото: uslugi-master.ru, megalife.com.uaНачнем с положительного, то есть с железобетона. Надо сказать, что изобрели его почти что случайно. Однако, по уверению древнекитайского философа Чжуан-Цзы, любая случайность  отнюдь не случайна, ибо является проявлением… закономерности.

Жозеф Монье. Фото: mirnash.ruТак вот, в XIX веке жил во Франции садовник по имени Жозеф Монье, который выращивал для богатой публики пальмы. И была у него огромная проблема: как сделать садовые кадки более прочными, ибо сильные корни быстрорастущих пальм легко разламывали любой материал. Обычные горшки и бочки из глины были слишком тяжёлыми и хрупкими, а деревянные кадки с железными обручами были недолговечными.

По этой прозаической причине месье Монье начал экспериментировать с цементом, который был известен человечеству с незапамятных времен. Сначала он создал опалубку, вставив одну бочку во вторую большего диаметра. Затем залил промежуток цементным раствором. Так как и эти бочки были ещё слишком хрупкими, он вставил цементную бочку в каркас из железной проволоки. Для красоты он замазал каркас цементным раствором. После затвердения цемента получилась кадка удивительной прочности.

16 июля 1867 года Монье получил патент на свою укреплённую садовую кадку. Он продолжал свои эксперименты и за последующие 10 лет получил ряд патентов в смежных областях: укреплённые железом цементные трубы и бассейны, железоцементные панели для фасадов домов, мосты из железоцемента, железобетонные балки (1878 г.).

В 1886 году немецкий инженер Гюстав Вайс купил патент Жозефа Монье и усовершенствовал его изобретение. Исследования Вайса и основание строительной фирмы «Вайс Унд Фрайтаг» привели к распространению железобетона по всему миру.

Родина-Мать в Волгограде. Фото: qrz.comДостаточно сказать, что в ХХ и в нынешнем веке именно из железобетона сделано почти все, что призвано поражать воображение наших потомков. Это и Останкинская телебашня, которая в течение целых пяти лет удерживала титул самого высокого сооружения в мире, и самый высокий всех времен и народов монумент «Родина-Мать» в Волгограде. Любопытно, что для бетонирования арматуры этих громадин требовалась непрерывная подача бетона, а потому доставлявшие его самосвалы имели на бобовом стекле специальные знаки, разрешавшие водителям нарушать ПДД и двигаться на красный свет…

Наши сегодняшние строительные успехи — это многоэтажные дома-«свечки», воткнутые в городах там и сям методом точечной застройки. Их скелеты тоже построены из железобетона, а пустоты между несущими конструкциями заложены разноцветными (оранжевыми, белыми, серыми) кирпичиками.

Если верить «Википедии», то в тот же день, 16 июля 1867 года, состоялись первые публичные испытания динамита.

Альфред Нобель. Фото: nlcafe.huЗлые языки уверяют, что Нобель изобрёл динамит так же случайно, как случайно был создан железобетон. Дело в том, что однажды по соображениям безопасности бутылки с чрезвычайно взрывоопасным нитроглицерином перевозили в инфузорной земле. Одна из бутылей лопнула, и вещество смешалось с горной породой. Альфред Нобель обнаружил этот факт, а также и то, что нитроглицерин не потерял своих взрывных свойств. Ему якобы оставалось лишь облечь его в картон в форме «шашки» и запатентовать полученную смесь нитроглицерина с кизельгуром. Для своего изобретения Альфред Нобель выбрал слово «динамит», которое в переводе с греческого означает «сила».

Динамит. Фото: shockmansion.comНовая взрывчатка оказалась довольно безопасной в употреблении и очень быстро получила самое широчайшее применение. Динамит стали активно использовать в военных действиях и в горнодобывающей отрасли. Русские народовольцы самостоятельно изготавливали динамит для совершения террористических актов.

Однажды во время работы по совершенствованию динамита погибли пять рабочих лаборатории Альфреда Нобеля, среди которых был его 20-летний младший брат Эмиль. Хотя динамит сделал его изобретателя настоящим мультимиллионером, Нобель постоянно испытывал чувство вины и за смерть брата, и за то, что подарил миру такое опасное вещество. Поэтому он и написал свое знаменитое завещание, по которому следовало учредить премию, чтобы все запомнили его не только как изобретателя разрушительного оружия.

В результате реализации этого завещания были учреждены так называемые Нобелевские премии, которыми раз в год 10 декабря (в день смерти Нобеля) поощряют наиболее отличившихся физиков, химиков, физиологов (медиков), а также писателей и защитников мира. Среди номинаций есть еще одна, о которой не было сказано ни полслова в завещании Нобеля… Но это уже совсем другая и не менее удивительная история.