Реклама — не агитация. Зампредседателя ЦИК Удмуртии рассказала о тонкостях билбордной агитации

Михаил Красильников

Предвыборная кампания в Удмуртии в самом разгаре. Партии готовят свои списки для подачи в избирательные комиссии, кто-то вот-вот начнет собирать подписи в свою поддержку. Между тем обновить свои билборды, чтобы они стали соответствовать законодательству, партии успели не все. О том, что можно и чего нельзя, что считать агитацией, а что — нет, мы поговорили с заместителем председателя Центральной избирательной комиссии Удмуртии Надеждой Глуховой.

Надежда Глухова. Фото ©День.org— Надежда Андреевна, предвыборная кампания в Ижевске по традиции началась задолго до официального объявления выборов. Еще в мае по городу начали появляться билборды с символикой различных партий. Нет ли здесь нарушения правил агитации?

— Смотрите, здесь такой момент очень важный: когда вы говорите, что партии развесили билборды, мы с вами не можем знать, кто повесил тот или иной билборд, без проведения соответствующих проверочных мероприятий. То есть вы можете об этом говорить только тогда, когда документально подтверждено, что та или иная партия действительно это разместила. Это первый момент. Второй момент касается выдвижения списков партий на выборах — с этого момента вся ее деятельность уже оценивается как участника избирательного процесса. Соответственно, любые билборды, иные агитационные материалы, т. е. те материалы, которые предназначены для массового распространения и содержат признаки предвыборной агитации, должны быть до распространения представлены в комиссию, содержать выходные данные и быть оплачены полностью из средств избирательного фонда — изготовление и размещение. Поэтому если избирательная комиссия установит факты размещения агитационных билбордов без этих составляющих, то будет назначена административная ответственность.

— В любом случае получается, что партии развесили по городу билборды перед началом предвыборной кампании, фактически уже начали агитировать за себя, кто-то из тех, кто на данный момент уже выдвинут в качестве одномандатников, расставил так называемые кубы с агитацией за себя.

— Материал должен содержать признаки предвыборной агитации. Должен устанавливаться в каждом конкретном случае заказчик и изготовитель материала. И даже если этот материал выпущен партией, но не содержит признаков предвыборной агитации, но там, например, есть символика или эмблема соответствующего участника избирательного процесса, изображение кандидата может быть, тогда мы говорим, что это может быть и рекламой иной деятельности, связанной с выборами. А в этом случае уже вступает в силу норма о том, что такая реклама должна быть оплачена за счет средств избирательного фонда.

— Значит, сейчас те партии, которые разместили уже билборды, должны просто добавить там мелкими буквами информацию об оплате из их избирательного фонда. Вы как-то отслеживаете ситуацию или работаете исключительно по жалобам граждан?

— У нас основные лица, которые контролируют, что делают оппоненты, — это, соответственно, кандидаты. Соперники, как правило, и обращаются в соответствующие избирательные комиссии с жалобами. Комиссия обязана рассмотреть любое обращение о нарушении закона в установленные сроки. Какой-то мониторинг проводить у нас в обязанностях нет. На обращения комиссия, конечно же, будет реагировать.

— А были у вас уже жалобы?

— Нет, у нас, по-моему, таких обращений нет.

— И все же, с вашей точки зрения, стоит ли как-то дополнительно регламентировать рекламу партий до выборов?

— Помню, было даже соглашение между антимонопольной службой и Центральной избирательной комиссией России еще вроде бы в 2007 году о том, что на рекламных конструкциях может иметь место реклама, в том числе и различных юридических лиц. Она может появляться и в межвыборный период за рамками избирательной кампании. Здесь основная позиция в том, что эти рекламные конструкции, когда они используются участником предвыборной кампании, то есть он переходит уже в ранг не просто юрлица. То, что партия делала до выдвижения, — ради бога. Там уже другие нормы и другой закон.

— Прошлогоднюю предвыборную кампанию много хвалили, в том числе партии, которые принято считать оппозиционными. Она прошла спокойно, без скандалов. Какие у вас ожидания от нынешней кампании?

— Да какие ожидания — активная избирательная кампания. Жалоб на какие-то нарушения у нас пока нет. Должны мы избрать все легитимные органы самоуправления в результате выборов. Жалобы и обращения будут всегда, в любую кампанию.