Китайский акцент. Удмуртские компании активно ищут партнеров в Поднебесной

Михаил Красильников

Укрепление отношений России и Китая становится в последнее время позитивным фундаментом для налаживания более плотного сотрудничества и на региональном уровне. На днях в Удмуртии был официально запущен асфальтобетонный завод, который построила китайская компания D&G Machinery. Партнеров в Поднебесной нашли сразу несколько предприятий из Ручейкового края. Эксперты говорят об интересных перспективах проектов с Китаем.

Фото: udmurt.ruВ Сарапуле заработал завод по производству асфальта, монтаж которого на территории Сарапульского дорожного предприятия осуществила китайская компания D&G Machinery. Работы начались в марте этого года. В сообщении пресс-службы главы и правительства Удмуртии отмечается, что это первый совместный проект Китая и Удмуртской Республики по вводу в эксплуатацию современного экологически чистого завода производительностью до 180 тонн в час. Его стоимость — 84 млн рублей.

Асфальтобетонный завод в Сарапуле. Фото: udmurt.ruНа новом заводе в Сарапуле будут производить асфальт с использованием инертных материалов, битума, минерального порошка и добавок. Производственный процесс контролируется с помощью компьютеризированной системы управления на русском языке, имеется система удалённого мониторинга и диагностики завода посредством сети Интернет.
Принявший участие в торжественном запуске глава республики Александр Соловьев заявил, что есть планы по приобретению подобного завода для Глазова.

«С каждым годом растут требования жителей республики к качеству наших дорог. И мы обязаны строить много новых дорог и содержать в порядке имеющуюся дорожную сеть, — отметил Соловьев. — Для этого нам необходимо самое современное и мощное оборудование, хорошим примером которого является данный асфальтобетонный завод. У него высокая производительность, он экологически безопасный. В будущих планах республики — приобрести такой же асфальтобетонный завод в город Глазов».

Посещение китайской делегации завода "Иждрил-Холдинг" в июне. Фото: udmurt.ruРанее выгодные партнерские отношения с китайской компанией Sj Petroleum установило ООО «Иждрил-Холдинг». Во время визита делегации Удмуртии в провинцию Хубэй в мае был подписан  договор о намерениях по реализации проекта по локализации производства нефтяного оборудования на территории республики.

Как рассказал «День.org» коммерческий директор Андрей Дёмышев, опыт работы с Китаем у предприятия уже имеется. Еще в 2004 году компания завезла одну буровую установку. «Нынешний проект предполагает поставку комплектующих и выпуск пилотной партии из двух мобильных буровых установок грузоподъемностью до 170 метрических тонн каждая. Мы будем использовать наши технологии, работы будут выполнять наши сотрудники, а сам дизайн установок и комплектующие — из Китая», — отметил Дёмышев.

Первые образцы будут сделаны под контролем китайских инженеров в III квартале 2015 года. В настоящее время все необходимое для этого есть.

Александр Соловьев во время визита в КНР в мае. Фото: udmurt.ruВ конце июня на предприятии побывал и глава республики. Подобное сотрудничество с китайскими производителями он назвал перспективным и взаимовыгодным. «Для нашей республики новое совместное предприятие — это и новые рабочие места с достойной зарплатой, и дополнительные доходы в бюджет», — подчеркнул он.

Другой интересный проект, который может быть осуществлен с Китаем, — налаживание в Ижевске сборки мотоциклов. О нем много говорили в прошлом году. У некоторых даже появилась тогда надежда на возрождение производства «Ижей». Однако в итоге проект застопорился. Сейчас, по словам генерального директора Уральской мотоциклетной компании Александра Рудакова, запуску его мешает кризис в экономике. Желание со стороны китайских компаний создать в столице Удмуртии сборочное производство их моделей мотоциклов, скутеров и спецтехники есть, в том числе есть политическая воля на подобное сотрудничество с российской компанией. Однако значительное падение спроса на мотоциклы в России заставило партнеров временно отложить запуск проекта. По данным агентства «Автостат», продажи такого рода транспортных средств снизились в I квартале 2015 года на 19,6%. За этот период в России было реализовано порядка 2100 мотоциклов.

Сказался на проекте и ослабший рубль, из-за которого закупать комплектующие за рубежом стало дорого.

Александр Рудаков. Фото: patron-moto.ru«По нашему проекту локализация производства должна составить больше 50%. Начать хотим со сборки одной модели и постепенно довести до 5–7 моделей. Это мотоциклы, мотовездеходы, уборщики. Китай открыт для сотрудничества с российскими компаниями, но вот именно для нашей отрасли сейчас не лучшее время», — отметил Рудаков.

В целом строить отношения с китайскими компаниями непросто. Для них Россия является в первую очередь источником ресурсов и рынком сбыта своей продукции. Налаживать совместное производство китайцы не спешат. Одним из основных направлений называют нефтехимическое и логистическое. Китай заинтересован в строительстве магистрали для транспортировки собственной продукции в Европу по территории России. В последние годы активно начали создаваться в разных городах сборочные производства автомобилей китайских марок.

Владислав Пантюхин. Фото: fabrik-china.com«В свете последних политических событий для России Китай является стратегическим партнером, это касается в целом рынка Азии, — говорит Владислав Пантюхин, руководитель компании Fabrik Corporation, являющейся официальным представителем Торгово-промышленной палаты Удмуртии в КНР. — Китаю в определенной степени интересны наши ресурсы, как земельные, так и энергетические. Им интересен наш рынок. Буквально 3-4 года назад инвестиционный климат в России не был особенно привлекательным в силу того, что здесь было очень много административных барьеров, очень много разных рисков. Сейчас ситуация меняется, потому что сверху идут определенные указы, то же самое касается сотрудничества наших регионов с регионами Китая».

Однако Россия в настоящее время не является, по его мнению, столь привлекательным рынком сбыта, учитывая ухудшающуюся в последнее время покупательскую способность.
«Сейчас скорее идет речь об активной интервенции китайских компаний в российскую экономику. Наглядным примером стала компания Alibaba Group, которая сейчас строит логистические терминалы для своих задач на территории Челябинской области. На нашей территории есть несколько проектов, которые развиваются именно совместными усилиями в области оборудования. Я думаю, что двусторонние проекты будут набирать обороты», — считает эксперт.

Между тем работать с Китаем нужно уметь. Здесь есть своя специфика, не зная которую, наладить сотрудничество будет сложно. И тут как раз важно проведение специальных семинаров на эту тему для предпринимателей Удмуртии. Недавно одну такую встречу со специалистами организовала Удмуртская торгово-промышленная палата. Очевидно, что потребность в поддержке со стороны республики бизнесу, который готов искать партнеров в Поднебесной, будет расти.