Бег с горными препятствиями. Ижевчанин испытал свои силы, поучаствовав в ультрамарафоне TransUral

Надежда Филинова

Лето для многих из нас — это время отдыха, когда хочется максимально расслабиться, понежиться на берегу моря, получить порцию загара. Для этого мы стремимся в жаркие страны, где погода гораздо приятнее, чем нынешним летом в Удмуртии. Однако есть люди, для которых самый лучший отдых — это невероятные гонки по горам, лесам и болотам, во время которых можно действительно увидеть, на что ты способен.

Фото: transural-run.comДмитрий Коляда, работник Ижевского механического завода, вернулся недавно с соревнований по экстремальному бегу TransUral-2015. На встречу со мной он пришел в футболке с гордой надписью «Ты сделал это!», которую он получил как раз по итогам этого марафона. Как оказалось, Дмитрий уже второй год подряд участвует в состязаниях, которые требуют от бегунов выдержки, выносливости, силы воли и непреодолимого желания испытать себя на прочность.

Дмитрий Коляда. Фото: transural-run.com— Горный ультрамарафон «ТрансУрал» — это серия гонок, которая началась в прошлом году и рассчитана на четыре года и четыре Урала (Южный, Средний, Северный и Полярный). Длительность каждого марафона составляет четыре дня, и всегда это пик лета — середина июля. В прошлом году был четырехдневный забег по Южному Уралу, в этом году — по Среднему. Участники расположились в горнолыжном центре «Гора Белая», который находится в сорока километрах от Нижнего Тагила. В прошлом году приехало полторы сотни участников, среди них четыре бегуна из Удмуртии, в этом году уже более 200 человек, и пятнадцать из Удмуртии. Контингент широкий: большинство — любители, но приезжают и профессиональные спортсмены. Нынче, например, был чемпион Европы по рогейну (забеги по бездорожью с ориентированием). Три возрастные группы: от 18 до 35 лет, от 35 до 50 лет, старше 50 лет. Естественно, что самой многочисленной и быстрой оказалась молодежь. Стартовали все вместе. Фишка в том, что можно участвовать не все четыре дня. Некоторые заявлялись на один или два дня. Я бежал все четыре дистанции, не пропустил ни одного дня. Каждый день разыгрывались медали победителей в каждой возрастной группе, за них боролись лидеры, а для меня главным был не результат, а процесс. Кстати, в последний день у нас была возможность посмотреть, как бегут лидеры, благодаря тому, что организаторы изменили немного систему старта. Первыми стартовали те, кто не вышел в первую сотню, я — один из них, а через час — уже лидеры. Когда они пробегали мимо меня, было ощущение, что я иду пешком по сравнению с ними. Причем надо учитывать, что это не асфальт, а бездорожье.

Начало пути. Фото: transural-run.com— Дима, что представляла собой трасса?

— Первый день — самый длинный забег по горному массиву Веселые горы — 55,5 км. Это был жесткий день! Тропы были каменистые, ноги очень сильно отбиваются на них. Это естественный рельеф, который шел то вверх, то вниз — затяжные спуски чередовались затяжными подъемами. Я уже на середине дистанции почувствовал перегруз, но и многие другие тоже, это было видно по технике бега: у неспортсменов подкашивались ноги, им трудно было присесть, наклоняться, а иногда это приходилось делать, потому что пункты питания не всегда находились на столиках, иногда прямо на земле. У меня начало сводить мышцы на 30-м км, на крутом подъеме горы Старик-Камень (высота 755 м). Пришлось остановиться и подождать, когда отпустит. Второй день мы бежали Черноисточинскую кругосветку — 35 км по болотам. Где-то вода доходила до колен, где-то до пояса. Бежать было тяжело, потому что в грязи ноги увязали, их трудно выдергивать из нее. На финиш все пришли чумазые выше пояса. Третий день был еще более экстремальный, чем мне больше всего и понравился. Это ночной забег на 13 км. Был крутой каменистый спуск в условиях полной невидимости (ночь, дождь, туман) с налобными фонариками, свет которых в тумане рассеивался. У меня был простой туристический фонарь, я еле-еле различал у себя под ногами дорогу. Приходилось во время бега искать того, у кого мощней источник света, и к нему пристраиваться. Я впервые бежал ночью. Придется покупать хороший фонарик. А потом на четвертый день опять марафон — Белогорский (43,5 км), старт и финиш которого проходили у горы Белая. Часть трассы была каменистая, часть — болотистая, часть — густо заросшие тропы. Наборы высот были небольшими, бежалось легче.

В этом году по итогам четырех дней я выбежал 20 часов. В следующем году буду стараться достичь более высоких результатов, учту все промахи этого года, изменю немного программу тренировок.

Ночной переход с туманом и дождем. Фото: transural-run.com— Тренируешься самостоятельно?

— Да, тренера у меня нет, поэтому много ошибок. Бегаю как минимум 5 км ежедневно пять-шесть дней в неделю. Расстояние от дома до работы как раз составляет 5 км, что в среднем занимает 20 минут. Ближе к соревнованиям я увеличиваю нагрузку и уже бегу не по прямой, а вкруговую, получается 10 км. Тому, кто готовится к марафону, рекомендуется набегать 80-100 км в неделю.

— А первый «ТрансУрал» был проще, программа идет с усложнением?

— На Южном Урале были более сложные трассы, чем на Среднем. Там находятся более высокие вершины (Иремель — более 1500 м) и самый большой по протяженности курумник — 2 км, и мы его пробегали. Курумник — это скопление больших каменных глыб. Бежать по нему то же самое, что по кирпичам, рассыпанным по земле, только размеры камней в десять раз больше кирпича. Вот там, прыгая по этим камням, я и получил травму.

На Среднем Урале более низкие горы, самая высокая — 700 метров, на Северном Урале будут тоже высокие с каменистым рельефом.

Фото: transural-run.com— Дима, я знаю, это очень щекотливая тема, спортсмены не любят говорить о травмах, но все-таки: они были?

— Была травма у одного из лидеров в последний день марафона. Одна девушка сломала бедро, и ребята, которые оказались рядом, ее два часа выносили из тайги. Потом ее увезли в Нижний Тагил в больницу. Вроде бы в том месте, где это произошло, не было сложного рельефа. Позже в социальной сети она объяснила, что это случилось из-за переутомления в сочетании с приемом болеутоляющих. Профессиональные спортсмены бегут в высоком темпе, мышцы спазмируются, и они химией стимулируют их расслабление, а при падении на расслабленных мышцах легко получить перелом. Но это лидеры, которые борются за призовые места, а любители, как я, просто бегут в свое удовольствие. В прошлом году я брал с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть невероятной красоты пейзажи.

- Как ты себя чувствовал после марафона?

- Физически - все болело: ноги, спина, даже руки, хотя причем здесь руки? (смеется). Но морально чувствовал себя на подъеме, потому что: "Я сделал это!"