Экстренный вызов. «Скорой помощи» Удмуртии требуется неотложная помощь

Жанна Ситникова

Самый свежий из самых вопиющих случаев: к месту ДТП в Якшур-Бодьинском районе «скорая» приехала через 1 час 40 минут. Родственники погибшего человека теперь долгие годы будут жить с мыслью: «возможно, он был бы жив, если бы "скорая" приехала раньше». Другой инцидент: одинокому мужчине с очень высокой температурой предложили обратиться в кабинет неотложной медицинской помощи в поликлинике по месту жительства или вызвать участкового терапевта на дом, поскольку его состояние не расценивалось как угрожающее жизни.  Да, мужчина не умер, но за несколько часов ожидания врача и борьбы с температурой его психологическое состояние стало в разы хуже, чем физическое. И подобных примеров в Удмуртии — сотни. 

История болезни

«Скорая помощь» не всегда скорая — с этим утверждением не спорят уже даже в Минздраве Удмуртии. Статистика по Ижевску, к примеру, за 14 июля: 941 вызов, бригад на линии — 27, плюс одна реанимационная. Каждая выполнила 33 вызова за сутки, в которых 24 часа. Логично, что в таком темпе «скорая» приезжает не быстро, а загнанные врачи совсем не похожи на ангелов милосердия.

Когда эта статистика была озвучена врачу, проработавшему в «скорой» 36 лет, а теперь уже пенсионеру Владимиру Манылову, он потерял дар речи.

«Озвученные цифры говорят о том, что в "скорой" некому работать, — говорит Владимир Фото: vk.com (Скорая Помощь в Ижевске)Манылов. — В последние годы моей работы у нас на линии было 40 бригад, и каждая выезжала на 10-15 вызовов, и то это казалось очень много!»

По сообщению Минздрава республики, укомплектованность штатных должностей медицинским персоналом «скорой» в республике составляет 98%, но общие на весь персонал цифры — все равно что средний вес слона и Моськи. В апреле на пресс-конференции сообщалось, что у неотложки в достаточном количестве фельдшеров и медсестер, а вот штат врачей по республике заполнен на 53,5%, в Ижевске — на 55%. Сейчас на всю республику 130 бригад «скорой», но при этом есть районы, где в наличии только одна бригада (в силу нехватки либо специалистов, либо машин), которая принимает на себя и весь объем работы, и все жалобы пациентов.

«Жалоб не избежать, когда некому работать, — говорит главный врач АУЗ УР «Станция скорой медицинской помощи МЗ УР» Олег Прузан. — К примеру, в Граховском районе, где население около 9 тысяч и всего одна бригада, был вызов на ДТП, а они не могли приехать, потому что в это время спасали жизнь человеку с ножевым ранением».

Средняя степень тяжести

Проблему усугубляет еще и закон «Об основах охраны здоровья граждан», по которому все звонки на «03» классифицируются как экстренные (когда есть признаки угрозы жизни, например, нарушение сознания, дыхания, сердцебиение, падение с высоты, травмы ножевые, огнестрельные, ДТП) и неотложные (обострение хронических заболеваний, высокая температура, повышение артериального давления).

Фото: chepetsk.ru«Экстренный вызов всегда приоритетен, и бригада СМП, близлежащая к месту вызова, вне зависимости от профиля, направляется на него безотлагательно (незамедлительно), — отчечает Олег Прузан. — Вызовы в неотложной форме могут быть выполнены бригадой СП в день обращения при отсутствии вызовов в экстренной форме. Для ускорения оказания медицинской помощи в неотложной форме фельдшер по приему вызовов может рекомендовать альтернативный вариант обращения за медицинской помощью, например, в поликлинику по месту жительства».

Решение, к кому ехать в первую очередь, принимается путем определенного алгоритма заполнения карты вызова. Если симптомы подходят под обе категории, диспетчер задает дополнительные вопросы, говорят в «Скорой помощи». Кстати, увидеть воочию, как работает эта система, не представилось возможным — в Минздраве республики почему-то не разрешили попасть на станцию даже с целью фотосъемки.

Воспалительный процесс

Так почему же в «03» некому работать? Считается, что врачи «скорой» зарабатывают неплохо, по официальным данным, в среднем 30 тысяч рублей в месяц. Правда, работая на 1,5 ставки, по графику сутки через двое. Тяжелейшая психологическая и физическая нагрузка — одна из главных причин, по которой врачи уходят из неотложки или не идут в эту службу. Как говорят сами медработники, дефицит кадров — проблема давняя и началась она опять-таки с закона, который четко регламентировал, кто и кем может работать в сфере здравоохранения.

«До 2007 года на "скорой" имел право работать любой врач, так как за шесть лет в Медакадемии Фото: russia.ru давали все необходимые знания, и только потом в интернатуре человек изучал узкую специальность, — рассказал врач ижевской «скорой», пожелавший остаться неизвестным. — Потому и в "03" работали  врачи как соответствующей специализации - "скорая помощь", так и совместители. Кадров было достаточно, загруженность была не такой критической. Кому не хватало денег, те всегда  могли совмещать неотложку с поликлиникой или стационаром. С 2007 года ввели лицензии и сертификаты, а это дополнительное образование, которое требует времени, денег и нервов. Кому это надо?»

Проработавший не один десяток лет врачом реанимационной бригады Владимир Манылов считает, что свой негативный вклад вносят и так называемые медицинские стандарты.

«Изменилось отношение  чиновников от здравоохранения  к выездным врачам, — говорит Владимир Манылов. — Все расписано по минутам: время в пути, время пребывания на месте вызова, врачи измученные, а начальство только и требует: давай, давай! А ведь нельзя все мерить одной меркой, нельзя одинаково лечить 30-летнего человека и старика с таким же диагнозом. Одни стандарты, никакого творчества, кому же интересно работать в таких условиях?»

Фото: vk.com (Скорая Помощь в Ижевске)Неэффективное лечение

Как бы то ни было, «Скорая помощь» Удмуртии на протяжении последних трех лет находится в постоянном движении. Завьяловскую СП присоединили к ижевской, машины подключили к спутниковой навигации, бывший самостоятельным предприятием автопарк присоединили к «скорой», закупили оборудование, открыли кабинеты неотложной помощи, отделение, куда доставляются пострадавшие в ДТП, ввели информационные системы, до конца года ждут 50 новых автомобилей. Словом, идет оптимизация и модернизация «скорой», направленная на эффективность оказания помощи и экономию расходов, и следующий этап — это введение инновационных изменений.

Но не мартышкин ли это труд, если в «03» некому работать? Руководитель станции «скорой помощи» Олег Прузан считает, что врачей нужно заинтересовать, а для этого необходимы какие-то социальные гарантии.  

«Когда ввели программу "Земский доктор", штат врачей в сельской местности Фото пресс-службы Минздрава УРукомплектовался на 100%, — говорит Олег Прузан. — Для "скорой" в прошлом году выделили две квартиры по соцнайму, в итоге мы смогли привлечь к нам двух врачей. Но это работает только тогда, когда это система, а не разовое мероприятие. Не скрою, у меня несколько врачей переехали в другие регионы, туда, где  врачам "скорой" оказывают мощную поддержку».

Врачи «скорой» уезжают в Татарстан, Нижегородскую область, Москву, потому что там создают условия для работы. Кстати, как сообщил врач «скорой», пожелавший остаться неизвестным, в Воткинском районе штат врачей неотложки укомплектован на 100%. Значит, и в целом по республике возможности для этого есть, их просто не нашли или по каким-то причинам не захотели искать.