Вместе веселее? Отдельные дома для сирот в Удмуртии сократят очереди, но могут добавить проблем

Екатерина Волкова

В Удмуртии не могут обеспечить всех нуждающихся в жилье детей-сирот. Количество претендентов ежегодно увеличивается, а сумма финансирования практически не меняется. Из 1600 человек, которым должны дать жилье в 2015 году, получат лишь 220. Чтобы хоть как-то сдвинуть ситуацию, в Министерстве образования и науки УР, которое сейчас несет ответственность за это, решили строить отдельные дома для детей-сирот, однако специалисты относятся к этому негативно. Такой способ расселения может вызвать новые проблемы.

Фото: azstatic.comСегодня в республиканском списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, значится 2889 человек, из них 1646 лиц, достигших возраста 18 лет и старше, т. е. им должны дать квартиры уже сегодня, но получат их лишь 220 человек. Такие данные привели на совещании по обеспечению жильем детей-сирот в Правительстве УР. Кроме того, даже из 160 человек,  имеющих на руках судебные решения, согласно которым их обязаны обеспечить жилплощадью, не все его получат. Шестьдесят из них перенесут на 2016 год.

Республика на эти цели в 2015 году выделила 191 млн 750 тысяч рублей, еще 75 млн рублей предоставила Москва. При этом из года в год список претендентов увеличивается, за полгода прибавилось порядка 500 человек, а суммы практически не меняются, поясняют в Министерстве образования и науки УР.

Дом для сирот

Если раньше жильем детей-сирот обеспечивали муниципальные образования, то с 2013 года этим занимается Министерство образования и науки УР. Муниципалитеты выделяли квартиры как в новых, так и старых домах, сейчас принято решение давать жилплощадь только в новостройках.

Елена ЗахароваВ ноябре этого года в Ижевске сдадут дом, построенный специально для бывших воспитанников детских домов. 17-этажный многоквартирный дом строится на Ракетной. Сейчас работы ведутся на уровне 10-го этажа.

«Строить отдельные дома полностью для детей-сирот выгоднее. Во-первых, быстрее, во-вторых, дешевле, чем приобретать квартиры на вторичном рынке, — говорит ведущий специалист-эксперт отдела воспитания и социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерства образования и науки УР Елена Захарова. — Например, завершив строительство на улице Ракетной в Ижевске, мы можем обеспечить жильем сразу 119 человек».

Она выразила надежду, что в этом году получится заселить туда жильцов, добавив, что процедура оформления жилплощади и передачи квартир детям довольно долгая, может уйти полгода.

Строящийся дом для сирот на ул. Ракетной в Ижевске. Фото ©День.orgПодобные дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 18 квартир уже есть в Завьялово, Каракулино, Уве и Сарапуле. В Ижевске отдельные дома построены по ул. Степной, 73, 73а, 73б и в городке Машиностроителей, 99б. Площадь жилья от 18 до 36 кв. метров. «Качество квартир нормальное. Жалобы периодически поступают: то плесень, то еще что-то. Эти проблемы решаются, претензии предъявляют застройщикам. Подрядчики, желающие строить такие дома, сегодня есть», — говорит Елена Захарова.

Глава республики Александр Соловьев попросил все органы власти и контролирующие организации особое внимание обращать на качество жилья для сирот. Отметим, что претендент на квартиру может отказаться от предложенного варианта, если его не устроят условия. Тогда эту жилплощадь рекомендуют следующему в списке.

Получившие жилье в новом доме лишь по истечении пяти лет могут оформить социальный найм, который даст определенные права. Если к тому времени примут закон о приватизации для отдельных категорий граждан, владельцы этих квартир смогут продать, обменять, подарить свои квадратные метры, пока это невозможно. Раньше муниципалитеты сразу передавали жилплощадь по соцнайму, и владельцы могли тут же ее приватизировать.

Отдельный дом — новые проблемы

Строительство отдельных домов говорит о том, что власти региона каким-то образом пытаются решить наболевшую проблему, но раз в них будут жить только дети-сироты, возникает вопрос: как такая атмосфера скажется на дальнейшей судьбе этих людей? В Минобразе УР ничего страшного в этом не видят, жалоб на сегодня по этому поводу не поступало. «Сироты, они ведь тоже разные бывают, кто-то уже достаточно сформировался, стал взрослым, семью завел, детей. Его, как и любого другого человека, могут волновать неправильные поступки других», — говорит Захарова.

Ольга ПишковаОтрицательно к такому решению проблемы относится член Общественного экспертного совета по вопросам прав и свобод человека и гражданина при уполномоченном по правам человека в УР, детский правозащитник Ольга Пишкова. Она отмечает: «Бывшие дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей после получения такого жилья фактически продолжают жить в системе изоляции, воспроизводя те же формы поведения и коммуникаций, которые были в их детстве и подростковом возрасте. А было, как все мы знаем, далеко не самое лучшее. Сейчас уже все, во всяком случае специалисты, понимают, что каждый ребенок должен иметь семью — пусть приемную, но семью. Воспитание в интернатных учреждениях навсегда оставляет в жизни человека глубокие травмы, негативные стили жизни и поведения, которые трудно преодолеть впоследствии. Да и сами бывшие сироты не хотят жить снова среди «своих».

По мнению Ольги Пишковой, такое решение серьезнейшей проблемы через какое-то время может обернуться новыми, для преодоления которых нужно будет искать иные механизмы и ресурсы.

В соседних домах на Ракетной живут преимущественно молодые семьи. Фото ©День.orgПрактика показывает, что нередко получившие такое жилье сироты группируются в какой-то квартире, а освободившуюся сдают. Такое совместное проживание, бывает, сопровождается попойками, квартиры превращаются в притоны. Вышедшие из детского дома продолжают жить в своем мирке, только теперь без присмотра воспитателей.

Пишкова считает, что проблему реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, интеграции их с обществом необходимо решать сообща — и властям, и общественным организациям (правозащитным и помогающим), специалистам, работающим в интересах детей. Но этого не происходит, что означает, по словам детского правозащитника, что серьезность проблемы не осознана и решается исполнительной властью только в рамках своих интересов.

Недостаток финансов

Вопрос обеспечения жильем детей-сирот стоит давно. В Министерстве образования и науки УР объясняют это недостаточным финансированием и ежегодным увеличением количества претендентов на жилплощадь — если раньше в список включали с 16 лет, то сейчас с четырнадцати.

Фото: izvestiacontent.ruДолго нерешаемую проблему в одночасье не решишь, но, по мнению Ольги Пишковой, это возможно, если приняты и на практике осуществляются комплексные меры. «Региональная законодательная власть при формировании бюджета должна относить осуществление жилищных прав этой категории граждан к безусловным и первостепенным приоритетам. Нужно формировать достаточный бюджет под решение этой задачи, вкладывать деньги в строительство жилья. Очень важным является также своевременное и полноценное информирование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об их правах, профессиональное сопровождение в обеспечении этих прав со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления», — говорит детский правозащитник.

Если предоставлять жилье нуждающимся будут такими же темпами, то, естественно, список претендентов будет лишь увеличиваться, так как большую часть людей переносят сегодня на следующий год, даже имеющих судебное решение. По данным Министерства образования и науки УР, глава республики пообещал увеличить выделяемые на эти цели средства до 500 млн рублей. Дополнительное финансирование и строительство новых домов для детей-сирот должно способствовать исполнению закона в этой области. Лишь бы отдельные дома для этой категории граждан не привели к возникновению новых проблем.