Занимательная деятельность. Избавиться от кредитной зависимости Удмуртии в ближайшие годы не удастся

Михаил Красильников

Выделение Удмуртии нового бюджетного кредита в размере 7,5 млрд рублей можно считать позитивной новостью. Замена дорогостоящих банковских займов в структуре госдолга республики на менее затратные бюджетные позволит сэкономить на процентах. Однако очевидно, что это никак не освободит казну от необходимости пополнять свои резервы в банках.

Фото: Михаил КрасильниковНовый кредит

Итак, Удмуртия получит бюджетный кредит на 7,5 млрд рублей. Главе республики Александру Соловьеву удалось договориться о выделении этой суммы из федерального бюджета с министром финансов России Антоном Силуановым. Встреча состоялась в Москве 28 июля.

Александр Соловьев. Фото: пресс-служба главы и правительства УР«На мой взгляд, встреча получилась продуктивной и полезной. Я рассказал о финансовой ситуации в республике, об имеющихся проблемах. И как результат, а мы всегда стремимся к результату, — договорённость о предоставлении кредита в сумме семь с половиной миллиардов рублей для погашения нашей задолженности перед коммерческими банками. Кроме того, обсудили возможность выделения ещё пяти миллиардов. За счёт разницы процентной ставки мы сэкономим в бюджете Удмуртии порядка 800 миллионов рублей. Хочу сказать, что ситуация с финансами непростая в большинстве субъектов страны. Но сегодня есть шансы её улучшить», — передала пресс-служба главы и правительства оценку Соловьева итогов встречи.

7,5 млрд плюс еще, возможно, 5 млрд — это больше, чем ранее рассчитывала республика. Пару месяцев назад Соловьев называл суммы 4,7 млрд и 4 млрд рублей, которые федеральный бюджет готов был дать взаймы региону. Увеличение сумм, вероятно, связано с позицией, озвученной премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, о необходимости активнее выдавать бюджетные кредиты субъектам федерации, чтобы снизить долговую нагрузку на их бюджеты.

По данным на 1 июля 2015 года, госдолг Удмуртии составил почти 40,5 млрд рублей. За год он вырос, получается, на треть, или на 10 млрд рублей. В столь существенном увеличении его размера нынешнюю власть винить было бы неправильно. Долги копились в более благополучные годы, когда дефицит бюджета при этом достигал предельной по закону доли в 15%. Сейчас по условиям ранее полученных бюджетных кредитов в 7 млрд рублей он не может превышать 10%. То есть доходы у республики выросли не особо, но расходы при этом пришлось ужимать. Бюджет сначала несколько оптимизировали, а затем еще и секвестировали.

Жить в долг

Фото ©День.orgБюджетные кредиты ставят главной задачей сократить расходы регионов на обслуживание банковских займов, взятых под 8–12% годовых. На 1 июля оно обошлось казне в 1,3 млрд рублей. То есть как только республика получит обещанные 7,5 млрд, они тут же будут переведены банкам на погашение кредитов, взятых регионом.

Даже если до конца года республика получит еще 5 млрд рублей в качестве бюджетного кредита, кардинально проблему госдолга это все же не решит. Удмуртии в любом случае придется брать новые кредиты в банках. Минфином УР уже объявлены тендеры на открытие десяти невозобновляемых кредитных линий с лимитом 500 млн рублей каждая, то есть общая сумма составит 5 млрд рублей. Аукционы пройдут 14 августа.

В действующей редакции закона о бюджете УР на этот год расходы превышают доходы на 2 млрд 28 млн рублей. Эту разницу не компенсируешь никоим образом, только новыми банковскими кредитами. Плюс в конце года республике нужно возвращать ранее взятые займы в сумме 7,3 млрд рублей. Значит, возможны новые заимствования. В нынешних конкурсах в качестве предельной ставки по кредитам указана ставка 17,8%.

Удмуртия, как и многие регионы России, прочно засела на кредитной игле. Не брать новые банковские кредиты она не может, так как жить по бездефицитному бюджету в современных экономических условиях невозможно, ведь доходы казны не растут, а сокращать расходы реально только до определенных пределов. Выплата зарплат бюджетникам — полномочия регионов, поддерживать промышленность, малый бизнес, от которых зависит пополнение бюджета, нужно, сельское хозяйство субсидировать — обязательно. По сути, что сейчас нужно регионам, так это бюджетные кредиты на поддержание сбалансированности бюджета, чтобы эти деньги можно было бы потратить на развитие экономики. Еще лучше — безвозмездные дотации. Идеальным вариантом, конечно, было бы, если бы федерация простила долги регионов, как она это делает для дружественных стран. Или вернула, хотя бы частично, налог на добычу полезных ископаемых, который несколько лет назад стал полностью зачисляться в федеральный бюджет.