Оранжевая речка. Отходы от металлургического производства отравляют лес в окрестностях Ижевска

Юлия Сунцова

Сброс опасных химических веществ зафиксирован в 10 километрах от центра Ижевска. «Половина таблицы Менделеева» продолжительное время в промышленных объемах сливалась в лес вблизи жилой деревушки Березки в Завьяловском районе Удмуртии. Все потому, что «находчивым» бизнесменам вдруг пришло в голову, что дряхлые бункера и шахты бывшего военного городка ракетной части вполне себе сойдут за систему очистки и фильтрации отходов производства по металлообработке.

Фото: Даниил ИвановСообщающийся с шахтами полуразваленный советский бункер, превращенный в отстойник химических отходов, в окрестностях деревни на днях обнаружили студенты и посчитали необходимым сообщить об этом в социальных сетях. Рыжая вода заполняет бункер до отметки на уровне крепления так называемой системы «защиты от переполнения». Сточная полиэтиленовая трубка диаметром примерно 20 сантиметров вмонтирована на уровне земли в один из люков ДОТа. Отходы сбрасываются в лес через другой конец трубки, выступающий из-под земли в нескольких метрах от бункера.

Место слива. Фото: Даниил ИвановОранжевый ручеек, стекая по наклону оврага, перерастает в бурный поток и, наконец, образует добротное болотце.

Ржавая речка, оказывается, попала в поле зрения правоохранителей до придания ситуации огласки. По факту порчи земель Завьяловским РОВД возбуждено уголовное дело (ч. 1 ст. 254 УК РФ), сообщили в МВД по Удмуртской Республике, добавив, что к настоящему моменту обвинение по делу не предъявлено.

«О размерах причиненного ущерба говорить пока рано, — пояснила в разговоре с корреспондентом «День.org» заместитель начальника отдела информации и общественных связей МВД по УР Елена Кузнецова. — Для ответа на этот вопрос в рамках расследования дела планируется проведение экспертизы с выдачей заключения эксперта-эколога».

По предварительным данным, площадь заражения леса составила 280 кв. метров. В отобранных для первичного исследования пробах почвы выявлено содержание меди, свинца, цинка, никеля, хрома и других элементов.

«Насколько опасны данные элементы для природы, живых существ и человека, зависит от концентрации их содержания в почве и воздухе, — прокомментировал ситуацию руководитель отдела экологической безопасности и надзора Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР Михаил Зауголышев. — В любом случае, думаю, ничего хорошего в этом нет. Если сброс отходов осуществляется в природную среду без очистки, то речь, безусловно, о нарушении федерального законодательства».

Завод. Фото: Даниил ИвановВ ближайшее время вопросы у правоохранителей в рамках расследования уголовного дела могут возникнуть к руководству ООО «Гальваника НКА», арендующего производственные и офисные помещения на территории бывшей военчасти у некоммерческого партнерства «Завьяловский Центр развития предпринимательства». По некоторой информации, общество с ограниченной ответственностью не так давно сменило «запятнанное» название, чтобы продолжить свою небезвредную деятельность.

Данное некоммерческое партнерство создавалось в 2003 году для реализации инициированного правительством республики проекта уникального бизнес-инкубатора с обширными производственными площадями и мощными техническими возможностями, вынесенными за пределы Ижевска. На том поддержка субъектов малого предпринимательства и закончилась. В итоге заброшенное имущество бывшего военного городка мелкие промышленники приспосабливали под производство за собственный счет, что послужило обстоятельством для выдачи властями коммерсантам своего рода индульгенции на использование спецобъектов на свое усмотрение.

Бункер. Фото: Даниил ИвановСогласно информации, содержащейся на официальном сайте ООО «Гальваника НКА», предприятие оказывает услуги по защитно-декоративному покрытию материалов (в том числе на отливки из ковкого чугуна, детали из термообработанных и нитроцементированных сталей), цинкованию, фосфатированию изделий, химическому пассивированию медных и латунных сплавов, горячему лужению, порошковой покраске, а также металлоструйной очистке изделий и т. д.

Постоянными клиентами фирмы будто бы являются крупные заводы, например, такие как ОАО «Ростсельмаш», ООО «Завод Прогресс», ООО «Редуктор», ОАО «Удмуртторф», ООО «Завод МолТехМаш» и другие.

Подобного рода производства достаточно энергозатратны. По заявлениям самого руководства, ООО «Гальваника НКА» выпускает в месяц до 80 тонн продукции. Аналогичные предприятия России, согласно открытым данным, могут ежеминутно производить до 60 литров отходной жидкости.

Жители деревушки и ее ТСЖ уже не первый год ходят по инстанциям с просьбой избавить их от мучительного соседства. Жалуются на пренебрежение предприятиями законами об охране окружающей среды и требованиями технологической и экологической безопасности. Окрестности Березки захламлены бытовым мусором от производства. Ухудшилось качество воды в пруду, используемого деревенькой для водозабора. Для обогрева цехов разжигались небезопасные костры высотой несколько метров. Из-за перебоев изношенного трансформатора, к которому «присосались» предприятия, жители деревни не раз надолго оставались без электричества. Вместе с тем необъяснимо возросли в разы счета за электроэнергию, образовались долги и т. д.

Теперь, ко всему прочему, приходится созерцать ржавую речку, отравляющую почву и воду. Огороды жителей Березки расположены всего в нескольких шагах от ядовитого потока.

Болото. Фото: Даниил ИвановВместе с тем директор ООО «Гальваника НКА» цинично заявляет, что выбрасываемый в природу цинк даже полезен для почвы удмуртских лесов, страдающих от его нехватки.

В разговоре с корреспондентом «День.org» Петр Абасов безнадежно «путался в показаниях». В начале разговора он полностью отрицал причастность своего предприятия к образованию в лесном логу ржавой речки. После чего внезапно переключился на тему о замерах прокуратурой содержания железа в почве и предписании об установке очистных сооружений. «Будем дополнительно закупать систему фильтрации, углублять систему очистки», — вдруг сказал он.

Он то говорил, что болото природное и всю жизнь там было, ржавчина же от естественного содержания железа в земле, то вдруг сообщал, что болото не что иное, как запущенный водоем, искусственно созданный солдатами во времена существования военной части.

«Мы не используем воду. И вообще у нас замкнутый цикл водоснабжения. Сейчас мы, в принципе, стоим без производства. И было это давно и неправда», — завернул он напоследок. Из каких источников предприятие берет воду и куда ее отводит, Петр Абасов говорить отказался.

День назад, после того, как тема стала активно обсуждаться в социальных сетях, неизвестные в одну ночь засыпали ржавую речку землей. Но вода неизбежно проступает сквозь завалы. Все-таки у кого-то, видимо, появились внутренние противоречия насчет «полезности» для природы созданных человеком металлических отложений.