Пошукать по карманам. Последствия очередного финансового кризиса «догоняют» Удмуртию

Дмитрий Манылов

Удмуртские финансисты отчитались об исполнении бюджета в первом полугодии 2015 года — ресурсы выжаты по максимуму, при этом развития ждать не приходится. В оценках экспертами макроэкономических событий все чаще появляются слова «волатильность», «турбулентность». Проще говоря, рынок сейчас очень подвижный и неопределенный. Ситуация с наполнением республиканской казны выглядит сегодня как предштормовое затишье.

Фото ©День.orgМинфин Удмуртии отчитался об исполнении республиканского бюджета в первом полугодии 2015 года. Бюджет исполнен по доходам на 48,5%, то есть чуть меньше, чем наполовину от годовых назначений. Все как в аптеке, но за «правильными» цифрами видна тенденция — начинает сказываться влияние денежного голода, вызванного одновременным ростом цен из-за девальвации рубля и недостаточной рублевой массы в экономике.

С миру по нитке

Фото ©День.orgРеспубликанские финансисты стараются по максимуму использовать свои невеликие возможности. За полугодие на 85,5% от годового плана, то есть с существенным перевыполнением, получены доходы от использования имущества, находящегося в госсобственности, доходы от оказания платных государственных услуг уже на 29% превысили годовые назначения.

А самое интересное, что годовой план по изъятию прибыли у республиканских унитарных предприятий за первое полугодие 2015 года уже перевыполнен почти в три раза. Как известно, крупнейшее республиканское унитарное предприятие — «Удмуртавтодор». Похоже, что глава республики Александр Соловьев, работавший когда-то руководителем этого предприятия, подключился лично, чтобы взять в бюджет лишние 16 млн рублей.

Под завязку выбраны и субсидии РФ бюджету Удмуртии. Последние новости из области межбюджетных отношений России и Удмуртии позволяют сделать вывод о том, что республика смогла донести до Москвы проблемы денежного голода и федералы немного раскрутили свой могущественный денежный кран.

Кредитная мина еще не взорвалась

Самое главное, что удалось немного нейтрализовать кредитную мину, заложенную в источниках финансирования бюджета, — если в законе о бюджете на 2015 год было предусмотрено увеличение задолженности перед коммерческими банками на 5 млрд рублей, то по факту за полугодие удалось обойтись без дорогих коммерческих кредитов. Частично, на 3 млрд рублей, их заместили более дешевыми бюджетными кредитами. Но сократить расходы на обслуживание долга перед банками в первом полугодии не удалось — ни копейки основной суммы задолженности погашено не было.

Фото: investment.academic.ruЭто неудивительно, поскольку, если вы вместо 5 млрд привлекаете три, то пойдут они, конечно, на то, чтобы залатать бюджетные дыры в расходной части, а не на снижение бремени обслуживания огромного долга.

Самое неприятное в том, что никто уже не говорит о бюджете развития и тому подобных вещах, в расходной части самой недофинансированной строкой по каждому главному распорядителю бюджетных средств стали расходы на поддержание национальной экономики. Минфин Удмуртии руководствуется незыблемым постельцинским принципом — «главное — зарплата», «не допустить просрочки любой ценой». При этом о росте доходов в реальном выражении речь, естественно, уже не идет.

На одном из последних совещаний заместитель министра финансов Удмуртии Вера Сухих озвучила интересный факт: в текущем году изменился показатель федерального статистического наблюдения по зарплате. Что это значит? Это значит, что в ситуации очевидного провала по уровню реальных доходов населения стороннему наблюдателю будет практически невозможно сравнить уровень средней зарплаты по годам.

Спрогнозировали вовремя

Власти России и Удмуртии готовятся к тому, чтобы как-то сгладить разрыв между планами на период до 2017 года и фактическим состоянием дел с социальными показателями. Чиновники всегда чувствуют тренд — прогноз социально-экономического развития Удмуртии на период до 2017 года был принят 10 октября 2014 года при курсе 39,98 рубля за доллар. К 7 ноября 2014 года доллар стоил 47,90 рубля, а ко Дню российской Конституции — 54,79 рубля.

Фото ©День.orgПонятно, что ценность прогноза уже к моменту принятия очередного бюджета республики была сомнительной. И прошедшие полгода показывают, что даже такой показатель, как, например, розничный товарооборот в фактических ценах, который в результате роста цен на импортные товары, вызванного девальвацией рубля, должен был увеличиться, к радости наших денежных властей, падает. По данным Удмуртстата, розничная продажа товаров в республике с начала года упала на 6,4%, объем платных услуг — на 5,2%.

В этом смысле очень показательна строительная отрасль, здесь довольно длинный производственный цикл и многие будущие процессы видны уже сейчас. В то время когда республика отчитывается о высоких темпах роста по вводу жилья, исполнительный директор Удмуртского отделения «Деловой России» Ирина Пономарева прогнозирует к 2017 году остановку развития в строительной отрасли республики. А это сразу же вызовет проблемы у смежников и, как следствие, банкротство и рост безработицы сразу в нескольких отраслях. Но поскольку турбулентность в макроэкономике усиливается, есть смысл просто стоически ждать каких-то внезапно появляющихся возможностей. И тут уже будет важно их не упустить.