Бизнес из кофе с собой. Ижевчане за сутки потребляют более 400 литров этого ароматного напитка

Всеволод Нильский

Ежедневно жители Ижевска выпивают порядка 400 литров кофе, приобретенного в небольших киосках, установленных по всему городу. Мода на покупку горячего бодрящего напитка с собой прочно закрепилась в столице Удмуртии. Каждая сеть кофеен экспресс-формата пытается предложить что-то особенное, однако острая конкуренция и ожидания легких денег порой подводят молодых предпринимателей.

Фото ©День.org Бурное развитие

В Ижевске на сегодняшний день открыто уже свыше 40 кофеен экспресс-формата, иначе говоря, coffee to go или take away. Моду на кофе с собой в столице Удмуртии начала внедрять ещё пять лет назад сеть капучино-баров «Кофелэнд», организаторы которой, вдохновившись идеями Starbucks, пытались предложить альтернативу такого способа времяпрепровождения, как потребление спиртного в подъездах или во дворах.

Фото ©День.orgОсновной бум в Ижевске запустила два года назад маркетинговая и рекламная концепция ещё одной крупной сети Coffee Like. «Мы не были первыми, безусловно, но те объёмы, которые мы начали показывать в первые годы своего существования, позволяют нам сейчас говорить, что мы одна из крупнейших сетей в СНГ, — рассказывает директор по маркетингу ООО «Coffee Like СНГ» Татьяна Прохорова. — Мы еженедельно открываем по нескольку точек в нашей большой стране».

Действительно, за счет активного продвижения свой франшизы за пределами Удмуртии эта компания смогла построить довольно крупную разветвленную сеть.

Что касается Ижевска, даже сеть киосков «Информпечать» потеснилась. Продавать газеты и журналы сейчас уже не столь прибыльный бизнес, а потому эта фирма сдала в аренду и продала несколько своих ларьков под открытие торговых точек «кофе с собой».

Фото ©День.orgПить кофе и продавать его — не одно и то же, тут не поспоришь. Это направление бизнеса находится в постоянном движении. Постоянно появляются новые игроки и уходят с рынка те, что не смогли справиться с конкуренцией. Здесь играют роль многие факторы. Прежде всего, наличие стабильно высокого трафика и определенная сезонность.

Естественный отбор

Поняв, что бизнес недостаточно рентабельный, кофейные сети начинают вносить что-то новое: расширяют ассортимент напитков, добавляют в меню пончики, хот-доги и другие вкусности. Кто-то меняет место расположения, кто-то придумывает новые акции. Например, мобильная кофейня Coffee Road после года работы в формате «кофе на колёсах» внесла дополнение в свой бизнес из-за недостаточно высокой окупаемости, открыв точки продаж напитка в парках.

Для многих маленьких экспресс-кофеен все эти изменения — необходимый шаг для привлечения покупателей, им сложно составлять конкуренцию крупным сетям. Продажи менее 20 чашек кофе в день в одной точке означает, что прибыли владельцу не видать. Такие кофейни закрываются или ищут другое, более проходное или дешевое место.

Фото ©День.org«Когда в Ижевске было модно пить кофе с собой, очень многие подхватили эту самую моду и начали открывать свои кофе-бары, — говорит директор ООО «Севен Донатс» Алексей Лаптев. — Открывались, открывались, открывались, а потом также все и закрывались, закрывались, закрывались. Тот, кто открывает точки, думает, что тут золотое дно, только деньги греби. Нет! Ещё работать надо много».

Прекративших свою деятельность ларьков «кофе с собой» в Ижевске можно насчитать уже пару десятков. Приведем лишь несколько примеров. В ТЦ «Европа» с декабря 2014 года функционировала на четвертом этаже экспресс-кофейня Friendly Coffee, через некоторое время она переехала на первый этаж, где трафик больше, но в середине июня ее уже не было и там. Madrock Coffee открылся примерно 1,5 года назад. За это время успел закрыться и сменить владельца сети, а из четырёх точек осталась одна. Переход киоска от одного хозяина к другому, как оказалось, не столь редкое явление, особенно для мелких сетей.

Фото ©День.orgЕсть случаи закрытия точек и в крупных торговых центрах, таких как «Петровский», «Эльгрин» и «Флагман». Дело в том, что аренда там достаточно дорогая, а основной трафик приходится на выходные дни и некоторые вечера. К тому же многие предпочитают отведать кофе, спокойно устроившись в кафе или фуд-корте в торговом центре.

Когда-то радовали своим кофе с собой Coffee Jack, «Кофе-онлайн», «Бодрый день», «Кофеin», «Кофе Макс», «Кофе-Лайт», но сейчас их нет. Никто не знает, какая кофейня дополнит этот чёрный список. Появляются новые имена — Traveler's Coffee, «Хаски Кофе», Coffee Malls, Luxor и так далее, и тому подобное.

«У нас наблюдается огромная перенасыщенность рынка. Хорошего кофе с собой мало. У нас не пьют столько кофе, сколько сейчас по городу кофеен», — говорит бариста Madrock Coffee Руслан.

Определенным преимуществом может стать и режим работы кофе-бара. Однако держать круглосуточную кофейню все-таки в Ижевске невыгодно. На сегодняшний момент три таких точки у сети Coffee Like и одна у «Кофелэнд». Периодически появляются новые круглосуточные кофе-бары, но со временем они корректируют свой режим работы. В качестве исключений могут быть праздничные дни, когда они могут поить кофе своих посетителей чуть ли не до утра.

Потребительские свойства

Фото ©День.orgВ день на одной точке в среднем продается около 30–60 стаканчиков кофе по 200 мл. В самых проходимых улицах и ТЦ нашего города можно продать и более ста. Если учесть, что точек по продаже кофе с собой в городе более сорока, это значит, что ежедневный объём потребляемого напитка варьируется от 240 до 480 литров.

Врачи при этом напоминают, что все же не стоит чрезмерно увлекаться кофе, даже если у вас стресс, печаль или просто непреодолимая тяга к ароматному напитку. Кофе влияет на сердечно-сосудистую систему.

«Систематическое употребление кофеина в больших дозах (более 1000 мг в день, т. е. 7 чашек по 200 мл) вызывают истощение нервных клеток, — отмечает кардиолог Елена Николаева. — Со временем возникает зависимость. В очень больших дозах (примерно 10 г – 67 чашек по 200 мл) вызывает смерть».

Вообще рекомендуемый предел — 3-4 чашки кофе в сутки. Самое лучшее время для приема — утро.

Кофейни экспресс-формата, очевидно, влияют на увеличение потребления кофе жителями Ижевска. Найти киоск, где можно раздобыть чашечку, легко, тем более что в некоторых местах можно встретить по два-три кофе-бара в непосредственной близости друг от друга. Желание открыть новую точку и в целом заняться этим бизнесом подогревается относительно небольшими вложениями, однако, как и для любого рынка услуг, здесь есть свой порог насыщения, после которого рентабельность в целом падает. Скорее всего, в Ижевске останутся только крупные сети и небольшие кофейни, способные предлагать покупателям нечто эксклюзивное либо имеющие очень удобное расположение.