Эффект внезапности. В Ижевске за месяц до 1 сентября родителям сообщили о закрытии начальной школы

Жанна Ситникова

 Фото: ladoga-news.ru

В очередной раз в Ижевске произошло то, о чем обычно говорят: хотели как лучше, а получилось...  Здравую идею об увеличении количества мест в коррекционном детском саду № 218, совмещенном с начальной школой, путем ликвидации в этом учреждении начальных классов, превратили в головную боль для родителей детей с нарушением зрения. Ребята идут в этом году в первый класс, но вместо радости в семьях царят гнев, неопределенность и страх за будущее первоклашек. 

Школа-сад

Фото: ©День.orgКоррекционный детский сад-начальная школа № 218 — это особенное учреждение, где четко, как часы, работает отлаженный механизм воспитания с параллельным лечением детей с нарушением зрения. Игровые комнаты со специальным освещением, кабинеты с медицинским оборудованием, постоянное наблюдение врачей — все это помогает решить множество проблем, связанных с диагнозом воспитанников детсада.

«В садике очень хорошо отлажено взаимодействие педагогов и врачей, — рассказывает мама выпускника детсада № 218 Ирина Кодесникова. — То есть медики после осмотра детей сразу же с воспитателем или учителем обсуждают, как сделать лучше для ребенка, что изменить, чтобы глазкам стало легче, и тут же все рекомендации выполняются».

В начале лета сын Ирины Кодесниковой и четырнадцать его одногруппников номинально «попрощались» с детским садом, чтобы в сентябре в этом же здании сесть за парты первого класса. Громом среди ясного неба стало известие о том, что начальная школа закрывается, в первый класс шестилетки пойдут в обычную школу.

«Нам сообщили это только в конце июля! — говорит Ирина Кодесникова. — И никакой конкретики, все как-то неопределенно. Мы звонили в управление дошкольного образования, в школу по соседству с садиком, везде были похожие ответы: «Подождите, сами пока ничего не знаем, приказа еще не было». И вот за две недели до начала учебного года нам сказали: несите документы в школу № 61».

Вилами на воде

Школу № 61 от детского сада отделяет только забор. Но родителей беспокоит не территориальное расположение учебного заведения, а то, в каких условиях дети с ослабленным зрением будут учиться. Документы на будущих первоклашек в школе приняли, но на общих основаниях, и пообещали родителям, что к 1 сентября откроют коррекционный класс. За две недели до начала учебного года  родители наведались в школу, специализированного кабинета они не нашли.

Фото: inmosreg.ru«Для наших деток должно быть предусмотрено специальное освещение, — рассказывает мама выпускника детсада № 218 Альбина Ибрагимова, — на каждой парте должны быть установлены лампы, периметр класса и коридора оборудован специальными светоотражающими  указателями направлений. Ничего этого мы не увидели».

Родители беспокоятся — раз от них приняли документы для зачисления в обычный первый класс, то коррекционным он уже никогда не станет.

«Подписанных приказов о закрытии начальной школы в садике мы не видели, — резюмирует папа выпускника детсада № 218 Рустам Зиязтдинов. — Нам не показывали никаких документов об открытии коррекционного класса в 61-й школе. Такое ощущение, что они и в природе-то не существуют».

Документы в природе существуют, в официальном ответе на запрос редакции «День.org» написано: «МБОУ "СОШ № 61" внесена в республиканскую программу "Доступная среда"».

«К началу учебного года для организации учебного процесса в школу будет поставлено оборудование в соответствии с техническим заданием: логопедический кабинет, сенсорная комната, оборудование для учебного процесса слабовидящих детей (лупы, увеличители и др.)», — отписались чиновники.

Перед фактом

Фото: ©День.org18 августа директор школы на вопрос корреспондента «День.org» о готовности коррекционного класса к учебному году ответила коротко: «Класс ремонтируется». Дальнейшие попытки что-либо выяснить привели к взрыву негодования.

«К открытию коррекционного класса нужно год готовиться! — возмущенно заявила директор школы № 61 Наталья Ворончихина. — Нужно соответствующим образом оформить документы, лицензию, подготовить педагогов, оборудование, а не так, как сделали, — за два месяца до начала учебного года поставили в известность, что у меня коррекционный класс будет в школе!»

Сейчас и школа, и детский сад закрыты —  в учреждениях последние дни затишья перед учебным годом. Выпускники детсада прошли медкомиссию для зачисления в первый класс, но легче от этого родителям не стало — слишком внезапные и совсем непонятные наступили перемены в жизни их детей.

«Пока дети еще не осознают, что их ждет, — печально резюмирует Рустам Зиязтдинов, — потому что они не сталкивались с тем, что их могут обижать, обзывать. Наш сын только что вернулся из санатория, у него специальные очки, которые в санатории сломали. Видимо, над ним насмехались, завязалась драка, обычные дети не всегда терпимы к тем, кто не такой, как они. А пока наши дети учатся в начальных классах при садике, они успевают окрепнуть и физически, и морально, проходят курс лечения, и некоторые после этого уже даже могут учиться в обычном классе обычной школы».

В администрации города заверили: детям по-прежнему будут доступны процедуры по сохранению зрения, на лечение они будут ходить после школы в  медицинский кабинет детсада № 218.

Испорченное начало

У всей этой истории была хорошая задумка — создание системы инклюзивного образования, когда в школе учатся и обычные дети, и дети с ограниченными физическими возможностями. Первым это дает возможность воспитать в себе чувство ответственности и привычку заботиться о тех, кто слабее, вторым — не придется столкнуться с суровой реальностью после окончания закрытой спецшколы.  61-я школа — одно из учебных заведений, вошедших в программу, и первый шаг — это перевод коррекционной начальной школы из детсада в среднюю.  

«За счет этого освободившиеся помещения начальных классов в детском саду № 218 будут перепрофилированы, — отписались в ответе на запрос городские чиновники. — В них будут открыты дополнительные группы для детей дошкольного возраста с нарушением зрения, что обусловлено высокой потребностью в данном виде коррекционного обучения».

Фото: k1news.ruКак говорится, одним выстрелом двух зайцев... Вот только  программа «Доступная среда» в республике была принята не вчера и даже не несколько месяцев назад, а гораздо раньше. И о внедрении инклюзивного образования чиновники говорят уже не первый год. Но почему воплощение хорошей идеи получило такое негативное начало? Почему родители и дети в последнюю очередь узнали о том, что их ждут глобальные перемены? И почему директор школы, поставленная перед фактом, вынуждена в экстренном порядке создавать коррекционный класс? Это риторические вопросы, обусловленные нашей чиновничье-бюрократической системой. Кстати, родители написали несколько жалоб и даже дошли до прокуратуры, где им сказали, что, скорее всего, им самим придется контролировать подготовку коррекционного класса к началу учебного года. 

P.S. Пока материал готовился к публикации, родителей выпускников детсада № 218 пригласили в школу и попросили переписать заявления о зачислении. В словосочетание «первый класс» добавили слово «адаптационный». Но кабинет, в котором детям предстоит учиться, так и не показали, очевидно, что за 10 дней до начала учебного года показывать все еще нечего.