Жизнь без «Джи Эм». Через месяц в Ижевске не останется новых американских «немцев» и «корейцев»

Дмитрий Манылов

Уход «Дженерал Моторс» — одно из самых значительных событий на российском авторынке за последнее время. Консервация завода, увольнение сотрудников, проблемы с дилерской сетью, потерявшей уже 19 из 173 официальных центров. Остановка производства и увольнения коснулись в основном Петербурга, но вопросы сервиса и гарантийного обслуживания актуальны в Удмуртии для многих.

Фото: gazeta.ru«Если нам отменят бром в качестве лечения, даже русский автопром вызовет влечение» — такие игривые строчки выложил один из участников интернет-форума, посвященного уходу «Дженерал Моторс» из России. Кто-то ерничал: «Вся Россия на "Опеле" и держалась».

Действительно, несмотря на существовавшую, но отвергнутую любовь к «Опелю» со стороны Сбербанка, ни он, ни даже еще более популярные у нас бюджетные модели «Шевроле» не стали по-настоящему народными автомобилями. Согласно данным агентства «Автостат», доля «Опеля» в парке легковых машин в России составляет сегодня 2,1%, а «Шевроле» — 3,7%. Хотя в абсолютных цифрах это выглядит более внушительно — 1,5 миллиона владельцев «Шевроле» и 873 тысячи обладателей «Опеля».

Фото: autodosug.com.ua«Мы надеемся на возвращение «Джи Эм» в Россию, но по коммерческим соображениям они могут сделать это только в начале года. Возможно, это будет 2017 год, пока судить сложно, — рассказал помощник руководителя отдела продаж «Опель» ижевского дилерского центра «Лео Смарт» Михаил Сидорец. — Сейчас распродаем запас, которого осталось примерно на месяц, по 1–3 штуки каждой модели. Остается «Шевроле-Нива», правда, по нашей информации, цена на нее в ближайшее время вырастет. Возможно, «Джи Эм» откроет сборку в Беларуси, а мы пока расширяем линейку – получили дилерство «Киа» и УАЗ».

В сервисной службе нас заверили, что, несмотря на отсутствие новых машин, проданные автомобили будут находиться на обслуживании еще не менее 10 лет. «Запчасти в России никогда не производились, поэтому ничего не изменится, они поступают на центральные склады в Москве и Екатеринбурге, срок доставки до Ижевска по-прежнему 2–5 дней», — отметил руководитель сервисной службы дилерского центра Антон Рогожкин.

Если чего-то нет, то это есть в Китае

Консервация заводов и прекращение продаж не повлияли на цены запчастей у «официалов», но в любом случае владельцы бюджетных легковушек, особенно не связанные гарантией или страховкой КАСКО, все больше предпочитают ставить вместо фирменных запчастей китайские или корейские «аналоги» в универсальных сервисах.

Фото: opel-parts.ru«Китайские запчасти хорошего качества могут быть в три раза дешевле оригинальных, а по «Шевроле», имеющим корейское происхождение, есть прекрасные корейские запчасти, — рассказал специалист одного из ижевских универсальных сервисных центров. — Сейчас с этим даже проще стало —– появились запчасти для машин 1981 года выпуска, которых раньше было не найти. А по срокам доставки условия очень гибкие, кто хочет максимально быстро, может заплатить 15 долларов, и через сутки авиасообщением нужная деталь будет доставлена в Ижевск».

Так что проблем с обслуживанием у владельцев «Опеля» и «Шевроле» быть не должно.

«Джи Эм» фиксирует убытки

Проблемы в первую очередь у производителя. Комментируя уход из России, в «Джи Эм» заявили, что хотят «избежать больших вложений в рынок с неясной перспективой». Однако дело не только в этом — концерн получил существенные скидки на пошлины при ввозе автокомпонентов в Россию в обмен на обещания по локализации производства. Увеличение доли производимых в России комплектующих должно было проводиться по согласованному графику, но это требовало слишком больших инвестиций, на которые в условиях сильного спада продаж компания была не готова.

Фото: autopeople.ruПоказатель локализации на питерском заводе так и не превысил 20%, то есть остальные 80% комплектующих ввозились из-за границы и, естественно, сильно подорожали после декабрьского падения рубля, что сделало розничные цены автомобилей неконкурентоспособными. По оценкам экспертов, в 2013-2014 годах убытки «Джи Эм» в России составили не менее 300 млн долларов.

«Шевроле», будучи лидером продаж среди иностранных марок в России, упал до восьмого места. С чем же мы остаемся? По данным портала «Автобизнесревю», в России в первом полугодии 2015 года тройка лидеров продаж выглядит так: «Лада Гранта» с 63 573 проданными авто, «Хендай Солярис» (53 703) и «Киа Рио» (42 688).

При этом автомобильный рынок существенно теряет в продажах. Даже у лидеров в 2015 году серьезный спад продаж. Из крупных игроков, продающих за полугодие в России более тысячи автомобилей, прибавили только три бренда: «Порше» (на 18%) и «Лексус» с УАЗом (по 8%). По поводу «Порше» и «Лексуса» все понятно — премиальные марки в кризис теряют меньше остальных. А вот подъем продаж УАЗа порадовал.

Фото: auto-bild.de«Дженерал моторс», конечно, вернется в Россию когда-нибудь. Расконсервирует производство, наймет новый персонал, попытается реанимировать дилерскую сеть.

Только если их маркетологи снова попытаются продавать здесь перелицованные устаревшие корейские машины с шильдиком, как у «Камаро», по цене «Фольксвагенов», то наши автолюбители просто помашут им ручкой из окон своих настоящих современных корейских автомобилей.

Будет новая, достойная по дизайну и качеству, бюджетная модель — тогда есть шанс, что российские потребители встретят «блудного» автопартнера более или менее приветливо.