Зловонная река. В Сарапуле долгие годы канализационные стоки целого микрорайона отравляют Каму

Мария Вотякова

В Удмуртии в самом северном микрорайоне Сарапула, в 500 метрах от Камы, вот-вот разразится экологическая катастрофа. Тысячи горожан вынуждены жить в условиях, непригодных к существованию, канализационная жидкость сочится из прохудившихся труб прямо под окнами домов, расположенных на берегу реки. Ядовитый поток отравляет почву, лес, нисходящие ключи и, наконец, впадает в Каму. По усредненным данным МУП «Сарапульский водоканал», ежедневно в реку федерального значения стекает 300 кубометров канализационной воды, а чуть ниже по течению на городских пляжах спокойно купаются сами сарапульцы

Фото: sarapul.netИстоки канализационных стоков

История канализационных стоков в Каму началась более 15 лет назад. В свое время при строительстве в Сарапуле микрорайона ПМК одноименное предприятие проложило сети и построило канализационную насосную станцию (КНС), с помощью которой и осуществлялся отвод сточных вод на очистные сооружения Сарапульского водоканала.

Микрорайон «ПМК». Фото: скриншот wikimapia.orgОднако в начале 2000-х компания обанкротилась, и сети вместе с КНС, находившиеся к тому времени в достаточно плачевном состоянии, оказались никому не нужными. Город тогда не нашел средств на ремонт канализации, Сарапульский водоканал отказался принимать сети в таком состоянии, а у ПМК попросту не было денег. Как итог — трубы под воздействием агрессивной жидкости проржавели, насосы КНС пришли в негодность, а со временем, в отсутствие определенного хозяина, их и вовсе растащили на части.

Что касается канализационных стоков со всего микрорайона — из маленького сочащегося ручейка они превратились в широкий поток, который, проносясь мимо домов на улицах Северной и Подлесной, направляется дальше в лес, где уже образовалось приличное болото. Но и оно еще не конец пути, зловонная жижа из болота попадает в овраг с родниками и, смешиваясь с чистой водой, стекает быстрым потоком в Каму, отравляя все на своем пути. 

В поисках крайнего

Обанкротившуюся организацию, ПМК, привлечь к ответственности за сточную проблему невозможно. А местной администрации по закону не пристало самостоятельно заниматься канализацией, ее функции в этом вопросе больше организационные. 

Фото: sarapul.net«По законам "Об общих принципах организации местного самоуправления", "О водоснабжении и водоотведении", "Об отходах производства и потребления", а канализационные сточные воды являются жидкими бытовыми отходами, ответственность за организацию водоотведения в городских поселениях несет именно администрация города», — уточняет старший государственный инспектор Минприроды Удмуртской Республики Светлана Дегтярева.

Однако в самой администрации, видимо, с этим не согласны. Едва я озвучила свой вопрос о канализационных стоках, меня направили к начальнику управления ЖКХ администрации Сарапула Андрею Кокорину, который с ухмылкой ответил, что сам лично ничего в Каму не сливает.

«В таком состоянии КНС пребывала лет 15–20, — ехидно констатировал начальник управления. — Понятно, что нас сейчас за это нужно наказывать, 20 лет же никого за это не наказывали, конечно, администрация должна быть крайней в этом вопросе».

Тем не менее первые шаги к ремонту сетей в районе ПМК администрация Сарапула сделала лишь в 2010 году, подав документы в суд на признание их бесхозными. А дальше начались длительные тяжбы по выпрашиванию денег на ремонт канализации у республиканского бюджета.

30 тысяч за экокатастрофу

В условиях очередного кризиса решение проблемы так и осталось бы в своем вялотекущем состоянии, если бы не обращение одной из жительниц злополучного района к президенту России во время «Прямой линии с Владимиром Путиным» 16 апреля 2015 года. Эта жалоба прошла по всем инстанциям и, наконец, оказалась в Минприроды Удмуртии, где старший государственный инспектор Удмуртской Республики в области охраны окружающей среды Владислав Козында, в течение 12 лет пытавшийся добиться действий от сарапульской администрации мирным путем, начал административное расследование.

Фото: sarapul.net15 июня он отобрал пробы почвы и воды в местах загрязнения.

«Я брал пробы на территории болота, в Каме выше и ниже по течению, а также в канаве, по которой плывут отходы, рядом с улицей Северной и улицей Подлесной,  — рассказывает Владислав Козында. — В этом месте стоит постоянный запах канализации, как в нем люди живут, я вообще не понимаю».

По полученным результатам превышение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в сотни раз обнаружилось везде, кроме проб, взятых из Камы.

«В Каме превышения  нет, — уточняет инспектор. — Это слишком большая река с сильным течением, канализационные стоки быстро растворяются в основном потоке. Но в месте сброса вода все равно становится мутной и приобретает запах канализации».

31 августа было принято решение о признании администрации Сарапула виновной в административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.13 КоАП РФ «Нарушение правил охраны водных объектов». В качестве наказания — штраф в размере 30 000 рублей. Кроме того, мэрии Сарапула предписано «принять меры по прекращению сброса канализационных отходов в реку Каму».

При этом, по словам Владислава Козынды, полномочный представитель администрации не появился ни на составлении протокола, ни на проведении экспертизы, ни на вынесении постановления.

Фото: adm-sarapul.ruБез комментариев

Конечно, штраф в 30 000 рублей проблему не решит, но то, что дело сдвинулось с мертвой точки, уже победа.

«В данном случае я не вижу другого выхода, кроме как соорудить большую металлическую емкость и выкачать машинами все отходы, разлившиеся по берегу, — говорит Владислав Козында. — Самое главное быстро найти деньги на строительство КНС и канализационных сетей, а лучше самим депутатам вложиться в общее дело. А что еще делать, если они 15 лет бездействовали».

Проект реконструкции КНС Сарапульский водоканал разработал еще в 2007 году, а деньги на ремонт до сих пор найти не могли. Однако сейчас, по словам Андрея Кокорина, Министерство строительства и жилищной политики Удмуртии выделяет средства на восстановление КНС муниципальному учреждению «Служба заказчика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту». Директор учреждения Сергей Беркутов в свою очередь давать какие-либо комментарии отказался.

Городской пляж Сарапула. Фото: sarapul.netА государственный инспектор, годами пытавшийся перекрыть канализационные стоки в Каму, все еще настроен весьма скептически: «Когда начнут строить, тогда поверю, сейчас очень мало сделано. Практика показывает, что все обещания —  только слова, отписками они кормят меня каждый год. Пускай думают и решают этот вопрос как угодно. Статья, конечно, мелкая, но дело не в сумме штрафа. Нарушение доказано, и с них я уже не слезу, а если не я, то кто-то другой продолжит мое дело. Хоть всем миром навалимся, кого угодно привлеку, главное уже решить эту проблему».

Несмотря на столь длительный срок подбирающейся экологической катастрофы, по словам инспектора, об этой ситуации известно немногим. Большинство жителей Сарапула даже не подозревают о том, в какой воде им приходится купаться, спасаясь от летней жары.