Ограничатся годом. Нестабильность взяла верх над завоеваниями бюджетного планирования в Удмуртии

Дмитрий Манылов

Следуя примеру российских властей, правительство Удмуртии внесло на рассмотрение в Госсовет проект закона, предусматривающего переход с трехлетних на однолетние бюджеты. Недавнее завоевание, которое должно было стать первым этапом перехода к шестилетнему бюджетному планированию, отыграно назад. Но прогноз доходов и расходов Удмуртии на 2016-2017 год, принятый вместе с бюджетом текущего года, так пессимистичен, что такой не жалко и отменить.

Фото: nvdaily.ru18 сентября Госдума рассмотрела законопроект об однолетнем бюджете, окончательное утверждение ожидается 25 сентября, однако вопрос фактически решен — планировать бюджет будут на год. Поэтому соответствующий республиканский законопроект уже одобрен правительством Удмуртии и будет рассмотрен Госсоветом на ближайшей сессии 29 сентября.

Спекулянты крутят нефтяными ценами, а наши финансисты «латают по живому» государственные финансы, пытаясь угадать, куда повернет нефтяная фортуна. Фактически государство отказалось от собственных благих намерений выстроить систему, связывающую воедино прогнозирование, бюджетное планирование и проектное развитие экономики. Принципы этой системы были заложены в 172-м федеральном законе, и сейчас о них можно забыть.

Софья Широбокова. Фото ©День.org«Полностью поддерживаю возврат к однолетнему бюджету, — прокомментировала вице-спикер Госсовета Удмуртии — руководитель постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам Софья Широбокова. — В нынешней ситуации, когда треть доходной части бюджета Удмуртии — это субсидии и субвенции из бюджета РФ, сохранять трехлетнее планирование, при том, что федерация верстает бюджет только на год, было бы неразумно. Определенную нестабильность могут почувствовать инвесторы по государственным программам, предусматривающим софинансирование, но с каждым инвестором заключены соглашения, в которых прописаны бюджетные ассигнования. К тому же в госпрограммах у нас зафиксировано, что объемы финансирования определяются бюджетом на соответствующий год».

Софья Широбокова надеется на то, что в бюджете на 2016 год удастся сохранить расходы на уровне 2015-го, хотя в этом вопросе также многое зависит от федеральной политики. «Сложности с наполняемостью доходной части бюджета во многом связаны с тем, что у нас уже на протяжении длительного времени снижается доля налогов, остающихся в распоряжении республики, еще на 1 января 2015 года она составляла 35%, сейчас уже только 33%», — отметила она.

Один из слайдов, показанных на сессии Госсовета УР депутатом Юрием Бычковым. Фото ©День.orgНезависимое мнение по возврату к старым принципам бюджетного планирования выразил, ответив на вопросы «День.org», доктор экономических наук, декан факультета «Экономика, право и гуманитарные науки» ИжГТУ Раиль Галиахметов.

На вопрос, оправдано ли последовать примеру федерации по переходу на однолетнее планирование бюджета, он ответил следующее: «Во-первых, наш бюджет зависит от федеральных субсидий, во-вторых, структурные особенности федерального бюджета, такие как большая доля поступлений от сырьевого сектора в доходной части, проблемы с экспортом, вызывающие неопределенность, характерны и для бюджета Удмуртии. Например, неопределенность усиливает повисшая сделка по поставкам зенитных ракетных комплексов ТОР в Иран. Наши объявили, что будут поставлять, но поскольку это серьезно повлияет на баланс сил в Ближневосточном регионе и затронет интересы стран, не участвующих в санкциях против России и важных нам в качестве партнеров, таких как Израиль и Ирак, есть большая вероятность, что сделка не состоится».

В то же время представители мэрии Новосибирска заявили на днях о том, что у них сорвались предварительные договоренности с банками о кредитах на финансирование бюджетного дефицита из-за отказа от трехлетнего планирования. Появления подобных проблем в Удмуртии с контрагентами Раиль Галиахметов не ожидает.

Раиль Галиахметов. Фото: susanin.pro«Доля банковских кредитов в государственном долге Удмуртии уже очень велика, поэтому для нас сегодня новые банковские кредиты не так актуальны, — отмечает он. — А что касается гарантий для контрагентов, то в этом отношении ничего серьезно не меняется, абсолютных гарантий и так не было, поскольку в закон о бюджете легко вносятся изменения, не нужно обманывать себя и других».

Прогнозные расходы на 2016 год, прописанные в действующем законе о бюджете Удмуртии, существенно ниже расходов текущего года. По мнению Галиахметова, номинально расходы бюджета на будущий год в Удмуртии постараются установить в объеме не ниже текущего. Сокращения федеральных субсидий и снижения налоговых доходов республиканского бюджета, в частности по налогу на прибыль, он не прогнозирует. «Выручит оборонный заказ, несмотря на продолжающиеся споры с Минобороны РФ по ценам на продукцию наших оборонных предприятий, прибыль там закладывается. Хотя в целом ситуация с наполнением бюджета действительно серьезная, и дело не только в нефти — сохраняются внутренние предпосылки, приводящие к рецессии», — говорит эксперт.

Раиль Галиахметов обращает внимание на то, что на федеральном уровне нужно бороться не с финансовыми симптомами, а системно справляться с болезнями в экономике. Вместо этого Правительство РФ, следуя принятым в мае текущего года основным направлениям деятельности на период до 2018 года, устанавливает в качестве ориентира снижение расходов федерального бюджета на 5% в год в реальном выражении. О бюджете развития в таком контексте говорить не приходится.