Рафинированный глянец. Никас Сафронов попытался впечатлить ижевчан, но переборщил с пафосом

Мария Вотякова

Коммерческий успех самого богатого и популярного художника современной России критики объясняют по-разному: эстеты считают, что он умело потакает невзыскательному вкусу богатых заказчиков, а поклонники относятся к нему как к великому таланту. Оценить творчество Никаса Сафронова во второй раз выпала честь и жителям Удмуртии.

Фото ©День.orgНикас Сафронов относится к той категории светских людей, о личности которых знают гораздо больше, чем о том, чем конкретно они занимаются. Художнику мастерски удается эпатировать публику и поддерживать интерес к своей персоне. Так, приехав в Ижевск лично на закрытую презентацию своей выставки, Сафронов поприветствовал собравшуюся элиту города словами: «Лошадь, лошадь умерла, к сожалению», оставив бизнесменов в легком недоумении.

Как выяснилось впоследствии, Никас имел в виду лошадь, которую он купил в деревне Лудорвай во время своего прошлого приезда. Для журналистов у него была заготовлена трогательная история спасения животного от арендованной телеги, бьющей лошадь по ногам, навсегда связавшая художника с удмуртской землей.

Фото ©День.org«Сегодня особый день в жизни Удмуртии, потому что открывается действительно уникальная выставка», — вторил задавшему настроение художнику министр культуры и туризма республики Владимир Соловьев.

Озадачившись вопросом, так ли уникальна эта самая выставка, привезенная во второй раз, я прошла по залу. Первое, что бросилось в глаза еще на входе — количество людей на открытии, такого выставочный центр давно не видел. А вот сама выставка заслуженно претендует на титул самой попсовой из всех, на которых мне когда-либо удалось побывать. Выбранные художником сюжеты вполне могли бы красоваться на страницах глянцевых журналов: лица, костюмы, коллажи. Интернет диктует, что в моде котики, значит, будут портреты с кошачьими лицами.

Большая часть картин вызывает ощущение чего-то ненатурального, рафинированного, с усилителями вкуса: зелень такая зеленая, а небо такое голубое, что хочется оставить их на открытках в почтовом отделении. Дополнительно возникает ощущение неявного присутствия фотошопа, особенно в случае с растиражированными портретами знаменитостей, на которых они выступают как часть коллажа или истории с переодеванием. Филигранно выписанные текстуры и орнаменты, драпировки и причёски вызывают уважение, но далеко не трепет. К тому же невозможно отделаться от воспоминания, что Сафронова неоднократно обвиняли, будто его картины — это раскрашенные фотографии. Художник отдал предпочтение гламурной живописной манере, не слишком утруждая себя постижением подлинных психологических глубин характеров персонажей.

Фото ©День.org«Я очень быстро работаю, я лучше напишу десять картин и восемь выброшу, сожгу, зато две будут нормальными, — рассказывает художник. — Я не люблю, когда долго, а потом еще и ужасно. Я быстро работаю, быстро живу. Времени мало, нужно быть импульсивнее»

Пока слушаешь речь Никаса Сафронова, создается впечатление, что тебя обволакивает чем-то сладким и липким, и уже кажется не таким странным десятое упоминание вечной дружбы с министром культуры и туризма Удмуртии Владимиром Соловьевым, с которым они познакомились лишь прошлым вечером, с главой республики Александром Соловьевым, которому, правда, еще не посчастливилось встретить гения, но ведь это вечной дружбе не помеха. А главное — такое количество имен знаменитостей, так или иначе пребывающих в восторге от его таланта, не встретишь даже на церемонии вручения премии «Оскар». Никас мастерски умудряется впихнуть парочку в ответ на любой вопрос журналистов.

Фото ©День.org«Я знаком со всеми героями моих портретов, все с удовольствием позируют, но если Софи Лорен, которую я приглашаю, приезжает ко мне на день рождения, а Шон Коннери встает на одно колено, прижимает мою руку к своему лбу и говорит: "Гений", — распаляется художник на этом моменте, и сам, вероятно, потерявший связь с реальностью. — Фидель Кастро был у меня в гостях, Ринго Старр продает на аукционе мой портрет. Я познакомился с Чаком Норрисом, он приглашал меня в Америку на акцию против наркотиков. Буш-младший только зашел на президентский пост и нас принимал лично. Я участвовал в 90-м году в акции против дистрофии в Африке, отдал две картины в Италии, и нас встречал лично Папа Римский, есть даже видео».

Все эти люди, по словам Сафронова, являются его закадычными друзьями, чьи портреты он пишет просто так, в качестве подарка, однако почему-то чаще они их покупают. Стоимость одного портрета руки мастера составляет в среднем 50 тысяч евро.

«Раньше я писал всех: рабочих, нищих, бродяг, цыганок, — рассказывает Никас. — Огромное количество я просто раздаривал, выкидывал, сжигал, что-то сохранилось. Сегодня у меня нет такого времени, к сожалению, я пишу только тех, кто нашел свой миллион. Они интересны всем и мне тоже — это Рутгер Хауэр, Аль Пачино, Джек Николсон, Мерил Стрип — это другие люди, они уже состоялись, и мое время уже дорогое. Не могу себе позволить роскошь снова бродить по улицам».

Фото ©День.orgСафронов не особенно скрывает, что живопись для него в основном средство достижения материального благополучия.

«У меня такая большая расходная часть! Три брата, сестра, две школы, родственники, племянники, родственники родственников, детский дом слепых, инвалидов, — сетует художник. — Я очень много курирую, они все ждут помощи, я не могу остановиться, написав что-то. Потом мне хочется построить дом в Турции рядом с церковью Николая Чудотворца, хочу ее восстановить. Я уделяю время иногда и своим близким, но я всегда заряжен работой».

Поэтому и жителям Ижевска художник предоставил возможность не только купить его творения, но и заказать свой портрет, нужно же как-то на очередной замок заработать.

Одни называют Никаса Сафронова гением, другие считают певцом китча и пошлости — посмотреть на его картины стоит хотя бы для того, чтобы составить собственное мнение о гламурной экспозиции и поддержать муниципальный выставочный центр, не побоявшийся взяться за организацию этой выставки. Возможно, картины Сафронова мотивируют прийти в музей тех, кто давно забыл или вовсе не знал туда дорогу.

[ФОТОАЛЬБОМ]