Лекции коллекторов. В Удмуртском госуниверситете работать со студентами-должниками будут по-новому

Михаил Красильников

В Удмуртском государственном университете создают собственную систему своего рода коллекторов. По задумкам администрации вуза, они должны будут работать со студентами-платниками, задержавшими очередной взнос на обучение. Особо отличившихся педагогов планируется поощрять.

Фото ©День.orgУхудшение экономической ситуации в стране и сокращение финансирования высших учебных заведений подвигает университеты к новым, оригинальным способам борьбы с дебиторской задолженностью. В распоряжение «День.org» попал документ, подписанный ректором УдГУ Галиной Мерзляковой и датированный 18 сентября. В нем говорится, что для обеспечения баланса доходов и расходов университета, а также в связи с увеличением дебиторской задолженности на IV квартал 2015 года вводится особый порядок управления этой задолженностью по платным образовательным услугам.

Госпожа Мерзлякова постановляет, чтобы директор каждого института в срок до 25 сентября назначил из числа своих сотрудников уполномоченных — нет, не по правам студентов — по работе с дебиторской задолженностью. Именно так в УдГУ будут называть коллекторов, сеть которых, судя по этому распоряжению, будет формироваться непосредственно из работников вуза. Вероятно, руководители институтов доверят этот щепетильный вопрос кому-то из своей администрации.

Фото: udsu.ruСледующий пункт еще интереснее. Главного бухгалтера УдГУ ректор просит обеспечить этих уполномоченных информацией о студентах, задолжавших за учебу, и о размере долга. Более того, главбух должна организовать «консультации по работе с лицами, имеющими задолженность». Было бы очень любопытно посетить эти консультации. Интересно, чему же там будут учить коллекторов. Войдут ли в список приемов этих уполномоченных методы вроде ночных и утренних телефонных звонков с требованием оплатить долг, звонков их родным и друзьям, вывешивания плакатов с фотографиями должников? Может, им будут отказывать в учебниках и другой необходимой литературе в библиотеке, не пускать на особо важные лекции, чтобы преподаватели потом заставляли их множество раз пересдавать зачеты? Видимо, именно главный бухгалтер знает, как лучше работать со студентами-должниками.

Прекрасен пункт № 4. Он требует от проректора УдГУ по экономическому и стратегическому развитию Александра Макарова до конца месяца «разработать порядок расчета и выплаты вознаграждения в зависимости от достигнутых результатов по снижению уровня дебиторской задолженности». То есть самые деятельные вузовские уполномоченные будут получать поощрения. Может, они будут процент иметь с суммы возвращенного долга? Именно так работают, как правило, коллекторы, выбивающие долги перед банками, микрофинансовыми организациями и частными лицами, предоставляющими займы.

Фото ©День.orgСокращение задолженности будет поводом для предоставления дополнительных поощрений в целом отличившимся институтам. Увеличится фонд стимулирующих выплат.

Чтобы к работе удгушных коллекторов не возникло правовых претензий, юридическому отделу вуза поручено внести необходимые изменения в локальные нормативные акты, которые будут способствовать взысканию дебиторской задолженности по образовательным услугам.

Выпущенное распоряжение мы попросили прокомментировать проректора УдГУ Александра Макарова, который, собственно, и отвечает за контроль его выполнения. По словам Макарова, резкого ухудшения с платежами студентов за учебу в вузе по сравнению с прошлым годом он не наблюдает.

«Вузы несколько лет испытывают сложности — это связано и с сокращением государственного финансирования, и с уменьшением численности абитуриентов ввиду демографической особенности ситуации, — поясняет он. — Пока я не ощущаю, что какое-то существенное ухудшение происходит. Основные показатели по задолженности у нас находятся на уровне прошлого года. Какого-то острого негатива мы не ощутили».

Изданное распоряжение, говорит Макаров, призвано перестроить существующую структуру работы с дебиторской задолженностью, делегировав часть ее сотрудникам институтов, которые лучше знают студентов. Сейчас студенты-должники получают уведомления, им рассылаются письма, если позитивных изменений не происходит, их отчисляют и вуз обращается в суд.

Уполномоченные в институтах, по его выражению, будут работать следующим образом: «Необходимо к студенту подойти и напомнить, что у него есть долг, проговорить ситуацию, узнать, почему этот долг возник. Объяснить, что долги могут означать сложности с выплатой зарплаты преподавателям. Здесь нужен индивидуальный подход. В некоторых случаях серьезный разговор необходим, если реальная возможность заплатить за учебу есть, а студент этого не делает».

Фото: udsu.ruЗа эту дополнительную для сотрудников институтов работу они будут получать поощрения, хотя большой финансовой заинтересованности здесь ожидать не стоит, считает Александр Макаров.

По его мнению, хорошим решением для студентов, которым сложно оплачивать свою учебу, мог бы стать запуск программы образовательных кредитов, когда плату за образовательные услуги вносит банк, а студент возвращает кредит после окончания вуза и трудоустройства. Но этот механизм до сих пор не запущен, хотя разговоры идут давно.

Таким образом, превратятся ли вузовские работники в коллекторов со всеми вытекающими отсюда полномочиями, перегибами и злоупотреблениями, можно будет понять в течение ближайших месяцев. Работать с задолженностью за образовательные услуги нужно, однако смогут ли подобным заниматься сотрудники администраций институтов? Не получится ли так, что на попавших в трудную ситуацию учащихся будет оказываться совершенно лишнее в этом случае психологическое давление? Не повлияет ли это на успехи в учебе? Эти вопросы пока без ответа. В УдГУ говорят, что действовать будут аккуратно. Посмотрим, как в итоге получится.