Приехали. В деле о «новых» немецких трамваях «ИжГорЭлектроТранса» появились виновные

Юлия Сунцова

В деле о «новых» немецких трамваях, закупленных властями Ижевска у предпринимателя-перекупщика из Германии — русского немца Вильгельма Шока, наконец можно поставить точку. МУП «ИжГорЭлектроТранс» и дружественного предпринимателя накажут за разбазаривание миллионных средств предприятия, работники которого неоднократно выходили на пикеты с требованиями повышения нищенской заработной платы.

Комиссия Удмуртского УФАС России. Фото ©День.org22 сентября комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике признала МУП «ИжГорЭлектроТранс» и предпринимателя Вильгельма Шока нарушившими Федеральный закон «О защите конкуренции», что выразилось в заключении ими соглашения, ограничившего конкуренцию участников рынка (ч. 4 ст. 11).

Поводом для начала разбирательств в УФАС стало обращение редакции газеты «День» в сентябре 2014 года. Приказ о возбуждении дела по признакам нарушения был подписан руководителем Удмуртской антимонопольной службы Михаилом Маренниковым 14 января текущего года.

В таком виде эти трамваи были доставлены из Берлина в Ижевск. Фото: transphoto.ruВ результате незаконной сделки, заключенной директором МУП «ИжГорЭлектроТранс» Андреем Батовым, Вильгельму Шоку было перечислено 26,4 млн рублей. Еще столько же «ИжГЭТ» дал заработать на этих трамваях ООО «Инжиниринг»: фирма из Уфы занималась покраской вагонов. В совокупности муниципальное предприятие потратило на десять пришедших из Германии трамваев уже более 60 млн рублей. Сильно заинтересовавшие Ижевск дырявые трамваи господин Вильгельм Шок за день до перепродажи «ИжГЭТ» за гроши приобрел у берлинского транспортного госпредприятия из числа отправленных на утилизацию. Стоит добавить, что данная закупка не могла быть совершена без официального разрешения ижевских властей. Так, своими постановлениями закупку лома с берлинской свалки одобрили бывшие сити-менеджер Ижевска Денис Агашин и глава города Александр Ушаков.

Так эти трамваи выглядят сейчас. От привезенных из Берлина в этих вагонов осталось немного. Фото ©День.orgПервое заседание состоялось в марте 2015 года, после чего рассмотрение дела отсрочили на беспрецедентные по меркам УФАС полгода. Столь длительный перерыв членам комиссии, по их словам, понадобился для дополнительного сбора информации и доказательств по делу.

Второе и заключительное заседание состоялось через неделю после выборов в Городскую думу Ижевска — 22 сентября. На протяжении всего разбирательства меня мучил один и тот же вопрос: как так вышло, что судьба славно стянутых 26,4 млн рублей муниципального предприятия, подчиненного администрации Ижевска, никого, кроме средства массовой информации, не взволновала?

В середине августа у одного из берлинских трамваев в Ижевске отвалились колеса. Фото: fb.com (Александр Сушко)Был и другой вопрос: поделился ли Вильгельм Шок с кем-нибудь своими впечатлениями о том, что так невероятно успешно смог пристроить доставшийся ему почти задаром металлолом? И если поделился, то с кем?

В ходе ознакомления по праву заявителя с материалами то и дело всплывало «межведомственное сотрудничество» УФАС с органами внутренних дел. Шла переписка, выяснялись детали и обстоятельства. По каждому этапу Управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД просило УФАС выслать отчет о результатах проделанной работы. То есть все, кому надо, были в курсе результатов. Однако на сегодняшний день проверки в уголовной плоскости так и не инициировано. Получается, интерес правоохранителей остался лишь в пыльных томах переписки?

Получившие одобрительный кивок целой команды государственных служащих исполнители в «ИжГЭТ» действовали решительно и безбоязненно.

Представитель ответчика Наталья Лукина. Фото ©День.orgДля оценки «перспектив» готовящейся сделки руководство МУПа лично вылетало в Германию. Уговорило Вильгельма Шока на многообещающее предприятие. После их возвращения в уже утвержденное предприятием положение о закупках впервые внесли «поправки». «Подточили» принятый годовой план закупок. И, не дожидаясь официального объявления торгов, заключили с РЖД договор на доставку груза, а с «малярами» из Уфы — на тюнинг. Оправдывающуюся на заседаниях от лица «ИжГЭТ» за эту волчью вседозволенность начальницу отдела по договорной работе предприятия Наталью Лукину стало даже немного жаль. К концу процесса, после того как члены комиссии разбили все ее «аргументы», ей не оставалось ничего, кроме как искать тонкую юридическую грань между понятиями «договорные отношениями с Вильгельмом Шоком» и «договор с Вильгельмом Шоком».

Работники «ИжГорЭлектроТранса», с которыми мы общались при встрече на заседаниях и за его пределами, как один рассказывают о том, что на протяжении вот уже нескольких лет руководство категорически отказывает им в повышении зарплат и выплате премиальных, ссылаясь на нехватку у предприятия средств. «Как можно говорить, что нет средств, если миллионы рублей идут непонятно на что?» — справедливо возмущаются они. Ответ прост: начальники просто не уточняют, на что именно им не хватает…

Фото ©День.orgВ качестве наказания обоим ответчикам — господину Шоку и МУП «ИжГЭТ», согласно резолютивной части решения УФАС, выдано предписание об исключении действий, которые могут препятствовать возникновению конкуренции или могут привести к ограничению конкуренции среди хозяйствующих субъектов.

Кроме этого, комиссия приняла решение о передаче материалов дела должностному лицу в УФАС для возбуждения в отношении данных предприятий и виновных должностных лиц административного дела по ст. 14.32 КоАП (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности).

Санкции, применяемые за нарушение данной статьи, довольно обширны: от штрафов в несколько десятков тысяч рублей и взыскания тысячных долей от причиненного ущерба до миллионных штрафов и дисквалификации.