Икс-лицо российского автопрома. Ижевск стал родиной первого российского автомобиля мирового класса

Дмитрий Манылов

За один год «Лада Веста» прошла путь от прототипа до серийной модели и 25 ноября начнет официально продаваться в России. Автомобиль сложился благодаря техническим разработкам российских специалистов АвтоВАЗа, фирменному икс-образному «лицу», созданному британским дизайнером, четкой организации производства «ИжАвто» и неравнодушному отношению заводчан к прорывной модели.

Фото ©День.org«Рад, что Ижевску повезло, и этот лучший продукт отечественного автомобилестроения будет производиться здесь», — сказал на презентации «Лады Весты» 25 сентября генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. Действительно, Ижевский автозавод, начавшийся с того, что проект строительства был буквально отобран у Тулы и передан в столицу Удмуртии, продолжает демонстрировать чудеса живучести. История с самарским СОКом, финалом которой стала многомиллиардная задолженность перед банками, вполне могла привести к полному разрушению производства, но завод ожил.

«Лада Веста» — флагманская модель, с которой стартует целое семейство современных автомобилей, проектируемых в России и получивших фирменное «лицо» старанием команды дизайнеров под руководством легендарного Стива Маттина. Тот факт, что самый передовой на АвтоВАЗе автомобиль будут собирать в Ижевске, действительно, большая победа коллектива «ИжАвто». Президент АвтоВАЗа Бу Андерссон рассказал на презентации о том, что с помощью «Лады Весты» они рассчитывают начать отвоевывать для «Лады» рынки Москвы и Санкт-Петербурга. Если доля «Лады» в автопарке Ижевска сейчас около половины, то в Москве Бу Андерссон надеется увеличить ее присутствие с 4 до 6 процентов.

«Веста» для Москвы, «Гранта» для победителя

Фото ©День.orgО том, что цель — Москва, говорит и то, что даже главный приз победителю конкурса профессионального мастерства 2015 года, простоявший в уголке сборочного цеха во время презентации первых сходящих с конвейера новинок, — это не «Веста», а «Гранта». Хотя было бы логично презентовать работнику «ИжАвто» именно свежую, только что сошедшую с конвейера премьеру.

Тем более что ижевских рабочих, о которых в превосходных тонах на церемонии высказались все ВИП-персоны, которых иностранные гости весело называли «орандж» за их оранжевые футболки, на самом деле есть за что поощрить. Как нам рассказали во время экскурсии по цехам, производство «Лады Весты» еще только началось, а нашим специалистам удалось уже внедрить технологические усовершенствования, называемые по японской моде «кайдзен», которые делают процесс сборки более эффективным, чем на лучших европейских автопредприятиях.

Фото ©День.orgНо под лежачий камень вода не течет — президент АвтоВАЗа несколько раз в своем выступлении отметил, что в России его больше всего удивляет плачевное состояние туалетов, раздевалок, душевых и рабочих столовых. На «ИжАвто» он это исправил, но, похоже, это сделано именно по его инициативе, давление коллектива было минимальным. Иначе он не стал бы упоминать еще об одной проблеме — излишней сговорчивости местного профсоюза. Андерссон заметил: «Мне странно, когда нет недовольных».

Британский дизайнер скромен, как ижевские рабочие

Ижевские рабочие и специалисты, очевидно, тепло относятся к своему новому продукту. Об этом свидетельствует подслушанная мной реплика одного из представителей ижевской администрации завода перед презентацией своему коллеге, который должен был обеспечить пропуск людей в зал: «Сначала пропускай красивых мужиков в пиджаках, наших пока никого не пущать, а то они тут все заполонят, я их знаю». И в этой фразе, как ни парадоксально, было, пожалуй, больше уважения и симпатии к «орандж», чем в речах ВИПов.

Фото ©День.orgИз представителей «ИжАвто» к микрофону не пригласили никого. Правда, они оказались в хорошей компании — еще один человек остался в тени во время официальной части презентации — главный дизайнер АвтоВАЗа Стив Маттин, разработавший дизайн нескольких моделей «Мерседеса» и «Вольво». Он скромно просидел в третьем ряду всю церемонию и только после подхода первых лиц к прессе, когда основная часть журналистов и гостей ушла на тест-драйв, Маттин подошел к своему детищу сделать несколько фотографий и ответить на пару вопросов представителей прессы, тех, кто еще остался.

Маттин рассказал, что считает «икс», который можно разглядеть в дизайне передней части и боковины «Лады Весты», своим большим достижением. «Нам нужно было создать "лицо", которое можно было бы использовать на всех будущих моделях. Оно должно перекликаться с человеческим лицом, должно быть быстро узнаваемым, индивидуальным, должно быть что-то, чего нет у других брендов», — отметил дизайнер. На мой вопрос, какой из других автомобилей «Лада», созданных не им, нравится Маттину больше всех, он ответил: «Несомненно, "Лада 4х4", "Нива" — самая легендарная машина, очень оригинальная, функциональная и практичная, настоящая икона».

«Орбита» уехала во Францию, «Веста» приехала из Тольятти

Если Маттин не смог остаться в тени, то на презентации были люди, на которых уж точно практически никто не обратил внимания, — несколько ветеранов, руководителей Ижевского автозавода, проработавших на предприятии с советских времен и до прихода СОКа. Один из них, бывший главный инженер автозавода Виктор Коваленко, участник торжеств по поводу пуска первого в Ижевске «Москвича-408», похвалил новую машину: «Если Подорожанский и Голованов из журнала "Авторевю" не сказали ничего плохого о "Ладе Весте", при том, что они всегда дружно охаивали все другие вазовские модели, значит, автомобиль действительно хороший, главное, чтобы он стал доступным по цене для большинства автолюбителей».

Фото: udmurt.ruБывший заместитель главного конструктора автозавода Александр Кондрашкин добавил: «Мы всегда старались сделать хороший социальный автомобиль, наш Иж-2126 во время испытаний ничем не уступал лучшему автомобилю года "Форд Сьерра", и при этом мы добились большой экономии электроэнергии при его производстве, что важно именно с точки зрения создания качественного, но принципиально низкозатратного автомобиля. В свое время Ижевск отправлял конструкторскую документацию и четыре "Орбиты" на "Рено", и надо сказать, что многие наши разработки им были весьма полезны».

Может быть, в каком-то смысле через «Рено» и АвтоВАЗ какие-то идеи ижевских конструкторов вернулись на завод, правда, уже на новой орбите, только смотреть назад сейчас не принято — только вперед, к икс-будущему российского автомобилестроения.

[ФОТОАЛЬБОМ]