Шоу стрелочников. Жителей домов на улице Дружбы в Ижевске отправили в суд за шумоизоляцией

Жанна Ситникова

Жители новых домов на улице Дружбы в Ижевске, оглохшие от шума расположенных рядом железнодорожных путей и задыхающиеся от копоти тепловозов, снова остались ни с чем. Ижевчане возлагали большие надежды на координационный совет по решению проблемы, но приглашенные Общероссийским народным фронтом чиновники превратили заседание в шоу стрелочников и в итоге сами запутались, кто прав, а кто виноват.

Фото: ©День.org

Колыбельный гул

Координационный совет начался с просмотра видеосюжетов, повествующих о том, как живется тем, кого переселили из аварийного жилья в дома на улице Дружбы. Рассказ о постоянном шуме, копоти и запахе специфических для железной дороги химикатов собравшиеся чиновники, эксперты и правоохранители слушали внимательно, так, как будто узнали об этом впервые. Только сидевшие в один ряд сами жители согласно кивали в такт каждому слову.

«Мы постоянно испытываем вредное воздействие железной дороги, — рассказала жительница дома № 29 на ул. Дружбы Ирина Королева. — Каждый проходящий состав создает такую вибрацию, что кажется — дом скоро треснет. Очень громкие звуки, их прекрасно слышно даже в километре от наших домов, а представляете, каково слышать их каждый день в квартире, расположенной в 25 метрах от путей?!»

Фото: ©День.orgО проблеме этих домов СМИ заговорили сразу же после сдачи новостроек. Едва заселившиеся новоселы обнаружили неработающую канализацию, отсутствие вентиляции, сырость, холод, плесень, множество технических дефектов, но главное — в первые же сутки по достоинству «оценили» соседство железнодорожного вокзала с почти двумя десятками путей.

«Моя соседка уже плачет, — говорит старший по дому № 23а на ул. Дружбы Рафис Шарипов. — Недавно прямо у нее под окнами ночью четыре часа тепловоз стоял, постоянно чем-то гремел, гудел, соседка не выдержала, пошла к машинисту просить, чтобы перестали шуметь, а ей сказали — звоните в Нижний Новгород нашему начальству».

Виноватые не без вины

К спасению жителей ОНФ подключился в августе прошлого года: были разосланы письма и запросы в Минстрой Удмуртии, администрацию Ижевска и прокуратуру. Везде звучал один и тот же вопрос: кто и как додумался построить жилые дома рядом с железнодорожными путями?

«В ответе городской администрации говорится, что "решение было принято в связи со сложившейся градостроительной ситуацией в Ижевске, обусловленной ограниченностью площадок для строительства домов по программе расселения ветхого жилья"», — процитировал отписку администрации Ижевска руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» регионального штаба ОНФ Антон Городилов.

Фото: ©День.orgЗачитал он и два ответа прокуратуры, в которых черным по белому написано, что дом сдан и принят с множественными техническими дефектами, а построен в защитной санитарной зоне железной дороги, где запрещено возводить жилые строения. Присутствовавший на заседании старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Удмуртии Максим Артемьев, дискутируя с чиновниками, даже несколько вышел за рамки сухих прокурорских констатаций фактов.

«Я вижу здесь вину и города, и Минстроя, — сказал Максим Артемьев. — Вижу, что экспертиза при оформлении документов на строительство не проводилась, Госстройнадзор не вмешивался, поскольку площадь менее необходимых для надзора 1500 квадратных метров. То есть я вижу, что заказчик сознательно ушел от различного госнадзора, и в итоге мы имеем проблему».

Брошенный в огород Минстроя камень поспешила подобрать начальник управления жилищного хозяйства министерства Диана Новомейская, заявив, что у ведомства, курирующего расселение аварийного жилья, в вопросах предоставления участков под строительство по этой программе нет рычагов воздействия на муниципалитет.

Безответные вопросы

Так и не получив четкого ответа на вопрос, как можно было построить дома рядом с путями, члены регионального штаба ОНФ поинтересовались у чиновников Горстроя, как же теперь быть? И кто поставил подписи в документах по приемке дома?

«Мы пытались урегулировать проблему технических дефектов с застройщиком — воткинской фирмой СПФ "Мастер", но он никак не отреагировал на наши требования, — начал длинный рассказ об участии города в этой истории начальник управления строительства администрации Ижевска Сергей Владимиров. — Застройщик посчитал, что не обязан реагировать на наши замечания, так как сейчас мы находимся в стадии трех исков друг к другу».

Далее Сергей Владимиров долго перечислял, за что и на какую сумму подавались иски, сколько удалось отсудить, сколько проиграть, речь при этом шла только о недоработках в строительстве. Рассказ буквально на полуслове оборвали жители пресловутых домов.

Фото: ©День.org«Почему вы переключились на канализацию и вентиляцию, когда нам жить мешает железная дорога под окном, а не ваши взаимоотношения с застройщиком?! — справедливо воскликнула Ирина Королева. — Почему вы считаете какие-то миллионы, которые нас не интересуют, решаете, как и какой иск опротестовать, но главную проблему вы опять не решаете! Вы снова переключаетесь на второстепенные вопросы, и так происходит каждый раз, и поэтому мы до сих пор страдаем!»

Эмоциональное выступление даром не прошло — совет вернулся к главному вопросу, но жителям это снова ничем не помогло. У проблемы — два решения: шумозащитные и вибропоглощающие экраны либо новое расселение.

«Установка защитных экранов невозможна, так как между домами и путями не более 30 метров, а по нормам на таком маленьком расстоянии такие конструкции устанавливать нельзя, — сказал сопредседатель регионального отделения ОНФ Алексей Шепталин. — Мы видим только один выход — расселение этих домов, предоставление жителям более качественного и комфортного жилья».

Перевод стрелок

Фото: ©День.orgЗа расселение выступили многие собравшиеся, и тут начался некий кавардак. Прокурор Максим Артемьев предложил обратиться в суд за признанием домов непригодными для жилья, кто-то из приглашенных заявил, что судебные тяжбы — это надолго и безрезультатно. Член регионального штаба Евгений Вылегжанин высказался за то, чтобы ижевчане не тратили время и деньги на суды, а городу предложил в досудебном порядке и добровольно расселить квартиры. Сергей Владимиров заявил, что у города нет средств на расселение. А Диана Новомейская уже в который раз бросилась на защиту городских чиновников, вопрошая у собравшихся, на основании каких документов город должен расселять эти дома.

«Программа расселения ветхого жилья — это программа по спасению жизней тех, кто проживает в реально аварийных и опасных домах, — сказала Диана Новомейская. — Эти дома, хоть вы их и называете новыми аварийными, таковыми по документам не являются, и их жители уже никогда не попадут ни в одну программу по расселению».

Заместитель руководителя администрации главы и правительства Удмуртии Леонид Кондаков предложил прекратить «состязания между жильцами и чиновниками», устроив прецедент, как следует наказав виновных, чтобы другим было неповадно.

Фото: ©День.orgПолтора часа споров закончились ничем: ответы на вопросы, кто виноват в том, что миллионы были потрачены на строительство этих непригодных домов, и как теперь решить эту проблему, так и не были найдены.

«Я не хочу затевать судебную тяжбу, которая продлится неизвестно сколько лет, — подвела итог жительница дома Ирина Королева. — Я не хочу ждать и гадать, признают дом непригодным или нет, расселят нас снова или нет. Я хочу, чтобы мои дети росли в комфортных и безопасных условиях. Не я эту кашу заварила, так почему я должна идти в суд и ее расхлебывать?»

В итоге координационный совет принял решение обратиться с просьбой о рассмотрении непростой ситуации к главе региона, главному федеральному инспектору по Удмуртии и в Госсовет республики. Также будет направлено очередное обращение в прокуратуру, на этот раз с просьбой о проведении проверок по уровню шума и количеству копоти в воздухе.

Свяжутся и с руководством Ижевского отделения ГЖД, чтобы выяснить, является ли земля под домами санитарной зоной и обращалась ли администрация Ижевска за разрешением на установку шумоизоляционных экранов. На поиск ответов снова понадобится длительное время.