Народ банкротится, а мы не готовы. В Удмуртии начат прием заявлений о несостоятельности граждан

Дмитрий Манылов

На 11 часов утра 1 октября первое заявление о банкротстве жителя Удмуртии уже было зарегистрировано Арбитражным судом УР. В ожидании потока заявлений суд пытается увеличить штатную численность, арбитражные управляющие собираются всячески манкировать своими обязанностями по участию в процессах. Заемщики тем временем наращивают просроченную задолженность по кредитам.

polytika.ru

«Судьи загружены, объем работы увеличивается, будет ли увеличение численности сотрудников — неизвестно, в судебную коллегию Верховного суда подан запрос, но нам ничего не обещали», — прокомментировал заместитель председателя Арбитражного суда УР Алексей Ходырев. Первоначально предполагалось, что дела о банкротстве физлиц будут рассматривать суды общей юрисдикции, но в итоге был принят закон 154-ФЗ, отдавший эту процедуру в ведение арбитражей, только подготовиться к дате начала приема заявлений, как всегда, не успели.

Управляющие в бегах

Фото: udmurtia.arbbitr.ruЕще меньше оптимизма относительно новой процедуры у арбитражных управляющих, которые должны будут сопровождать каждое дело о банкротстве физического лица. Утром 1 октября большинство телефонов местных отделений саморегулируемых организаций арбитражных управляющих подозрительно не отвечали. Удалось дозвониться до ижевского офиса Центрального агентства арбитражных управляющих. «Мое личное мнение — не согласна с этим законом, — отрезала управляющий Елена Симушина. — Будем любыми способами отказываться от дел по физическим лицам, иначе придется работать в убыток, поскольку предусмотренное законом вознаграждение в 10 тысяч рублей не заинтересует никого».

Елену Симушину можно понять — процедура банкротства физического лица включает почти те же этапы, что и у организации: принятие плана реструктуризации долга, процедура реализации имущества, которая может длиться до 6 месяцев. Даже исходя из затрат времени, 10 тысяч рублей, к тому же получаемые в конце процедуры банкротства, вряд ли могут порадовать финансового (арбитражного) управляющего.

Закон предусматривает, правда, еще 2% от суммы реализованного имущества должника. Только, как заявила Елена Симушина, ссылаясь на практику взысканий имущества физических лиц в рамках исполнительного производства, «имущество банкротов, как правило, все уже давно на родственниках».

Экономика производит банкротов

Между тем количество потенциальных банкротов растет. Большая армия заемщиков с просрочкой по небольшим потребительским кредитам, имеющих задолженность ниже минимальной суммы  500 тысяч рублей, установленной законом о банкротстве, не постучатся в двери арбитражного суда. Их участь будет решаться по-старому — в ходе исполнительного производства. Основная часть должников с суммой долга от полумиллиона — это получатели ипотеки и крупных автокредитов.

Фото: vestifinance.ruОбщая сумма просроченной задолженности в Удмуртии на 1 августа 2015 года, по данным Центробанка РФ, составила почти 6 млрд рублей, увеличившись с начала года более чем на миллиард. Учитывая продолжающееся падение доходов населения в реальном выражении и «ползучий» рост безработицы, о котором свидетельствует, например, значительное увеличение числа работников, переведенных на неполный рабочий день. Все это потенциальные банкроты. И с каждым из них долгие месяцы будет работать персональный финансовый управляющий.

Запасаемся тушенкой на сумму прожиточного минимума

В соответствии с законом в ходе процедуры банкротства должник предоставляет документы о сделках с недвижимостью, транспортом и любым другим имуществом на сумму более 300 тысяч рублей за 3 года до подачи заявления о банкротстве. То есть теоретически уже совершенные сделки, имеющие признаки сокрытия активов, могут быть оспорены. Учитывая заинтересованность финансового управляющего, могут участиться случаи оспаривания сделок, связанных с выводом имущества.

Напомним, что в процессе процедуры банкротства не может быть обращено взыскание на имущество в тех же случаях, какие сейчас, согласно гражданскому законодательству, действуют для исполнительного производства. Это единственное жилье, приобретенное не по ипотеке, или земельный участок, на котором находится жилое помещение, домашняя обстановка и предметы обихода, кроме предметов роскоши (шуб, картин, антиквариата), имущество, необходимое для профессиональных занятий должника, стоимостью до 6 тысяч рублей, продукты питания и деньги на сумму прожиточного минимума и некоторые другие специфические вещи.

Фото: kommersant.ruВсе остальное, в случае если должник не справится с погашением долга по графику реструктуризации, максимальный срок которого 3 года, включается в конкурсную массу и распродается. С одной стороны, банкротство — более цивилизованный способ работы с дефолтными клиентами, чем взыскание в рамках исполнительного производства, где каждый кредитор действует в одиночку и рискует не успеть.

Только с учетом низкой заинтересованности со стороны управляющих и перегруженности арбитражных судов, у которых и по делам юридических лиц прибавилось работы, оно может превратиться в многолетнее массовое мучение. А игнорировать не получится — подача должником заявления о собственном банкротстве вменяется ему в обязанность в течение 30 дней с момента, когда ему стало известно, что обязательства в сумме более полумиллиона рублей не могут быть исполнены.