В Ижевске предприятие ИПОПАТ закрыло все сезонные (дачные) маршруты. Казалось бы, в этом нет ничего предосудительного, если бы не обещание перевозчика возить людей на садово-огородные массивы до середины октября. Обнадеженные этой информацией дачники в минувшие выходные отправились на свои сотки убирать овощи, чтобы еще через неделю вывезти урожай. Однако ижевчан ожидал гром среди ясного неба: им сообщили, что рейс, на котором они возвращаются с дачи, последний в этом сезоне.
Урожай под снегом
В пятницу, 2 октября, практически все СМИ Ижевска распространили информацию, размещенную на официальном сайте ИПОПАТ, о том, что перевозчик продляет до середины октября дачные маршруты. В сообщении подчеркивалось, что перевозчик идет дачникам навстречу и продляет сезон.
«Официально сезон пригородных дачных перевозок должен завершиться 1 октября, — говорилось на сайте ИПОПАТ. — Однако установившаяся в конце сентября теплая погода внесла свои коррективы в работу транспортников. ИПОПАТ продляет работу своих дачных маршрутов на 1-2 недели, поскольку ижевчане еще довольно активно выезжают на садовые участки».
Эта информация подобно пожару разлетелась по всем массивам вокруг Ижевска.
«Объявления такие были, и кондукторы, и водители сами говорили: "Что вы целые мешки
овощей с собой тащите? До 12-го числа нынче ездить будем", — вспоминает обещания пенсионерка Мария Станиславовна. — А 3 октября я поехала, еще и налегке, думала, есть еще время, а мне говорят — все, маршрут закрывается. Как теперь урожай оттуда вывозить?»
В понедельник, 5 октября, сообщения о продлении сезона на сайте ИПОПАТ уже не было, новость отредактирована задним числом, и теперь в ней говорится, что сезон закрывается.
«Сезон дачных перевозок завершается с 5 октября. В выходные — 3 и 4 октября — дачные маршруты выйдут на линию в последний раз в этом сезоне», — написано на сайте перевозчика.
Мы передумали
В пресс-службе ИПОПАТ подтвердили, что информация о продлении маршрутов до 12 октября действительно была.
«Мы почти сразу после этой информации разместили новую, так как получили информацию о существенном ухудшении погоды, — сказала пресс-секретарь ИПОПАТ Наталья Кузнецова. — В дождливую и холодную погоду, которую спрогнозировали синоптики, дачники на участки не ездят. К тому же мы проанализировали пассажиропоток — на прошлой неделе в будни уже было очень мало пассажиров, и в выходные было значительно меньше, поэтому, чтобы не работать в убыток, мы завершили сезон».
Тем временем то, что творилось в автобусах в выходные, сами дачники называют одним словом — армагеддон.
«У нас автобусы на массивы, расположенные по дороге на Воткинск, ходили почти каждые полчаса, — рассказал пенсионер Вадим Молчанов. — Но в субботу выяснилось, что будет всего три рейса! По 200 человек на остановках собиралось, и все они пытались пролезть в один автобус, и на обратном пути то же самое, но уже не с пустыми сумками, а с тележками с овощами, корзинами, мешками, потому что каждый взял с собой столько, сколько хватило сил унести, раз маршруты закрылись!»
По словам Натальи Кузнецовой, информация о закрытии маршрутов была частично распространена на остановках автобусов, однако дачники утверждают, что объявлений не было, обо всем узнали уже в автобусе от кондуктора.
Ларчик просто открывался
По словам все той же Натальи Кузнецовой, в соответствии с договором с Минтрансом они обязаны возить пассажиров на дачных маршрутах с 1 мая по 1 октября. Но, добавила пресс-секретарь, предприятие может как открыть сезон раньше срока, так и закрыть его позднее. В Минтрансе Удмуртии сообщили: есть три документа, в том числе подписанных руководством республики, по которым после 1 октября, то есть после закрытия сезона, дачные перевозки считаются незаконными.
«Эта очень некрасивая ситуация сейчас рассматривается на уровне министра, — прокомментировал начальник управления транспорта Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Сергей Альчиков. — То есть кто-то в ИПОПАТ, не уведомив министерство, по собственному усмотрению решил продлить дачный сезон, несмотря на то, что после 1 октября им никто не будет оплачивать перевозку льготников. Ситуация серьезная, и, думаю, речь идет о возможном наказании должностных лиц».
Льготники — вот недостающий пазл в головоломке! Получается, что раз льготы отменены, ИПОПАТ просто решил подзаработать на оплате полного проезда, но ввиду испортившейся погоды и сократившегося пассажиропотока на предприятии поняли — шкурка выделки не стоит.
«Брюква в этом году такая прекрасная, капуста все еще не срезанная на грядках стоит,
ничего не успели сделать, — сокрушается дачник Вадим Молчанов. — Нам говорят — на такси можно доехать, но это ж сколько денег стоит! И потом, согласится ли таксист подождать, когда мы овощи соберем и погрузим в его машину».
В ИПОПАТ уточнили: отменены все рейсы, которые начинаются с цифры «4», те же, что начинаются с «тройки», — это круглогодичные маршруты, и они курсируют в дачных направлениях, но только по трассе, не заезжая на массивы. Это может быть выходом в сложившейся ситуации, если пенсионеры найдут силы протащить на себе несколько километров от участка до трассы тяжелые сумки с урожаем.