Со складами пока не складывается. Презентация логистического центра в Камбарке прошла без инвестора

Дмитрий Манылов

Строительство автомобильного моста через реку Каму в районе Камбарки в Удмуртии стало одним из первых в России примеров государственно-частного партнерства. Когда проект был еще на старте, в 2011 году, планировалось параллельно создать на этой территории логистический центр. Если первый проект стал приоритетным в ПФО и успешно реализуется, то второй до сегодняшнего дня задержался на этапе идеи. В рамках прошедшей в Удмуртии Недели инвестора Центр инвестиционного развития УР организовал встречу экспертов и чиновников, чтобы выяснить, есть ли у логистического центра под Камбаркой шанс состояться.

Фото: test3.101hit.ruМероприятие назвали презентацией проекта потенциальным инвесторам, только ни одного участника, хотя бы как-то обозначившего свои инвестиционные намерения, на встрече не оказалось. Руководитель порта Камбарка, находящегося в структуре «Мечела», Евгений Плотников, заинтересованный в создании логистического центра, на вопрос, готов ли «Мечел» к вложениям в проект, ответил, что об этом ему неизвестно.

Представитель РЖД Виктор Мирошниченко проинформировал участников встречи о том, что железнодорожный переезд в районе Камбарки может просто не справиться с возросшим потоком, поэтому нужны дополнительные инвестиции в транспортные развязки. Но о готовности РЖД поучаствовать в проекте он также не смог сказать ничего конкретного — сослался на свое московское руководство и сообщил, что компания неохотно идет на непрофильные вложения.Фото: День.org

По мосту — без остановки

С проектом строительства моста ситуация изначально была иная. В условиях перегруженности автодорог М-7 и М-5, ведущих из центра страны на Урал и в Сибирь, появление нового маршрута, сокращающего расстояние от Нижнего Новгорода до Екатеринбурга и от Кирова до Оренбурга, имеет стратегическое значение. Несмотря на значительную стоимость — почти 14 млрд рублей, проект успешно развивается в рамках концессионного соглашения Удмуртии с ООО «Региональная инвестиционная компания». На сегодняшний день семь опор моста уже возведены, тянется полотно, все идет по плану. По словам заместителя директора Центра инвестиционного развития Александра Сафронова, открытие моста намечено на сентябрь 2016 года. Ожидается, что уже в следующем году через мост будет проходить более пяти тысяч автомобилей в сутки.

Власти Удмуртии уже усвоили, что громкие и дорогие проекты иногда проще реализовать, чем локальные. Видимо, поэтому обсуждаемый проект назван Международным мультимодальным логистическим центром. Только вот, по мнению эксперта по логистике, партнера крупной московской компании «Логопарк.ру» Александра Перфильева, потенциал проекта с точки зрения логистики все-таки не международный и даже не федеральный, а скорее межрегиональный.

Иранский след

Порт Камбарка. Фото: kamafleetforum.ruТем не менее специалист Центра инвестиционного развития Иван Козлов отметил, что интерес к проекту проявляла крупная немецкая компания. Правда, ее представители заявили, что инвестиции будут интересны в том случае, если откроется интенсивное торговое сотрудничество с Ираном, тогда порт Камбарка — последний вверх по течению Камы способный принимать суда «река-море», — действительно приобретет статус порта пяти морей. Через него может быть открыт путь в Иран через Волгу и Каспийское море. Однако пути в Иран неисповедимы — делегация этого ключевого ближневосточного государства в составе девяти человек, заявленная в программе Международного форума Удмуртии, ни на одном из мероприятий так и не появилась.

На встрече выяснилось, что никаких расчетов, даже предварительных, по проекту пока не делали, поскольку на это тоже нужны деньги. Поэтому все экспертные оценки можно назвать прикидочными. Тем не менее что-то конкретное все-таки прозвучало. Итак, главный аргумент в пользу создания логистического центра — это как раз строительство моста, связывающего Камбарку с остальной частью Удмуртии, облегчающего коммуникации со 125-тысячным Нефтекамском. Мост завершит создание крупного транспортного узла на пересечении автомобильных, железнодорожных и водных путей. Во-вторых, логистический центр повышает привлекательность порта, через который уже сейчас проходит около 1 млн тонн грузов в год. В основном это сырьевые грузы — песчано-гравийная смесь, гипс, кокс и лес.

По словам Александра Перфильева, сырьевая специализация камбарского транспортного узла сохранится даже при наличии логистического центра. Склады для промтоваров вряд ли будут использоваться из-за удаленности от крупных городов. А вот современный складской комплекс потребительского назначения площадью около 50 тысяч квадратных метров где-то вблизи Ижевска был бы более востребован.Фото: День.org

При строительстве логистического центра нужно учитывать и то, что судоходство на Каме возможно только с мая по октябрь, в остальное время порт будет неактуален, а на транзитной автомагистрали нужны скорее гостиница, кафе и автосервис для дальнобойщиков, чем складской комплекс.

В октябре специалисты Центра инвестиционного развития встречаются с Поволжской логистической ассоциацией — может быть, там удастся найти решения, которые смогут привлечь инвесторов. Только если они до сих пор не отреагировали, значит, на текущий момент очевидных предпосылок для крупных частных вложений в проект нет. Все может измениться, если основную долю вложений в государственно-частное партнерство возьмет на себя государство. Но это могут быть лишь федеральные деньги, поэтому придется использовать рецепт Татарстана — ехать в Москву и выбивать централизованное финансирование.