По ночному городу. Дружинники рассказали, ради чего после работы патрулируют улицы Ижевска

Владислав Мымрин

Каждую неделю дружинники из «Дорожного патруля» выезжают на поиски пьяных водителей на улицы Ижевска. За свой труд они не получают ни копейки, хотя занимаются столь небезопасным делом. Корреспондент «ДЕНЬ.org» отправился вместе с сотрудниками ДНД в рейд и узнал, зачем взрослые парни тратят свое время и деньги на то, за что полицейские получают зарплату.

Фото: ©День.orgФото: ©День.orgПятница, 18:00. Наш экипаж, состоящий из трех человек, включая меня, отправляется на поиски автомобилистов, решивших сесть за руль подшофе. Мой вопрос о том, неужели дружинникам не предоставляют служебные машины, вызвал у них лишь улыбку. Оказалось, что все добровольцы, пришедшие в отряд, ездят в рейды на собственных машинах и даже бензин заливают за свой счет. «Вам даже траты на бензин не компенсируют?» — удивился я. На это Сергей Ковалевский, организатор всей дружины, ответил: «Нам вообще ничего не компенсируют. Иногда, конечно, оказывается спонсорская помощь, но эти средства идут на техническое обеспечение дружины. Например, недавно мы купили на спонсорские деньги рации. Но сами дружинники в финансовом плане ничего не имеют, более того, приходя, они сдают по 1000 рублей. Эти деньги, в частности, идут на униформу и значок».

Фото: ©День.orgНадев бронежилеты и форму, внешне почти как у гаишников, мы сели в машину. Как только я устроился на заднем сиденье, спереди послышался суровый голос Сергея: «Пристегни ремень». Я пристегнулся, и мы тронулись в путь. По дороге мы захватили еще одного члена нашего экипажа — Виталия.

Приготовился было к приключениям, но в течение часа мы просто ездили по улицам под шипение рации, ожидая, что нарушители сами пойдут к нам в руки. И пьяные шли. Правда, пешком. Люди на улицах нередко стояли с бутылками пива, а некоторые уже и стоять-то толком не могли. Такую картину можно было наблюдать почти везде. Все это время находящиеся рядом со мной сотрудники ДНД вспоминали о том, как проходили их смены раньше. Виталий оказался добрым и открытым парнем, он весело и непринужденно рассказывал, как его однажды сбила машина или, например, как они искали женщину-убийцу.

Фото: ©День.orgПоначалу мне казалось, что мы зря тратим время и бензин, но мнение мое изменилось, как только в поле зрения попала серебристая «девятка». Сказать по правде, я так и не понял, чем она привлекла внимание нашего экипажа, но, раз все выходят, значит, и мне надо. Мы подошли к машине и попросили водителя выйти. Как только водительская дверь открылась, вместе с шофером из нее вышел стойкий запах перегара. Изначально мужчина пытался оправдаться, но постепенно сознался в содеянном испитии горячительного. Прав у него уже не было, причем отобрали их за то же самое нарушение. Владелец машины вел себя нервно, метался из стороны в сторону, но делать было нечего. Рядом с ним находился его пассажир, который давал тому советы, согласно которым не нужно было дуть в трубку, да и вообще проходить медицинское освидетельствование. Когда на место прибыл экипаж ДПС, советчик просто молча развернулся и ушел, а вот его друг остался и покорно сел в патрульную машину.

Фото: ©День.orgЧасов до восьми вечера мы разбирались с нарушителем, после чего поехали патрулировать дальше. В рации раздался голос, который сообщил, что в районе улицы Новоажимова неизвестный ударил прохожего ножом и забрал у него сумку, в его поиске требуется помощь. Услышав это, мы на большой скорости поехали на место происшествия, но, когда приехали, обнаружили, что преступника уже поймали и наша помощь в этом деле не требуется.

Не задерживаясь на месте, мы двинулись дальше. По пути я задал вопрос: «А кто вам предоставляет форму и средства защиты?» Сергей, усмехнувшись, ответил: «Никто. Мы сами разработали дизайн, своими силами ее шили. Газовый баллончик и шокер по желанию тоже все покупают за свой счет».

Фото: ©День.orgНаш диалог прервала подозрительная «четырнадцатая», стоявшая у кафе. Все пассажиры, садившиеся внутрь, были, мягко говоря, в состоянии, не подходящем для безопасной езды. Мы встали за этой компанией и, долго смотря на них в бинокль, выжидали, когда начнется какое-то движение. «Если за рулем сидит пьяный человек, но машина не сдвинулась с места, значит, правонарушения не было, мы ничего не можем сделать», — пояснил Никита.

Так мы ждали движения около 10 минут. Все это время я поглядывал на часы. Когда они показали 22:36, автомобиль тронулся. Мы двинулись за ним. Он повернул во дворы, мы нырнули вслед. Почувствовав, что кто-то сидит на хвосте, водитель начал кататься по двору кругами. В конечном счете он все-таки остановился и вышел. Молодой человек явно был довольно агрессивно настроен. Тем не менее оказалось, что он абсолютно трезв и адекватен, да и с правами у него все в порядке. Извинившись, мы поехали дальше.

Фото: ©День.org«А есть те, кто против вашей деятельности?» — спросил я. На этот вопрос Сергей ответил: «Конечно есть. Нам многие говорят, мол, заняться нечем, ездим, корчим из себя слуг закона. Но это, как правило, те, кому мы каким-то образом навредили. Пытаются нам репутацию испортить. Главное — родные и близкие к нашему делу относятся хорошо. Да и полицейские нам рады. Что плохого в том, что наше хобби — делать мир лучше?»

Мы успели проехаться по всему городу, остановили еще двух водителей, подозревая их в нарушении закона, но они оказались абсолютно трезвы. Часы показывали 12 ночи. Затем наблюдали за двумя изрядно выпившими приятелями, которые сидели в автомобиле, но двигатель не запускали. Дождаться их движения мы смогли только через 20 минут. Они остановили такси и уехали, а мы поехали в пункт сбора. По пути мы остановились, увидев одного из соратников. Вместо жилетки с надписью «ДНД» он надел другую, с надписью «ДПС». Сергей был этим недоволен. За свою оплошность провинившийся лишился удостоверения на неделю.

[ФОТОАЛЬБОМ]

Когда мы закончили патрулировать, я спросил Сергея, каким образом ему в голову пришла идея стать дружинником и патрулировать улицы столицы Удмуртии. Он ответил, что когда-то хотел работать в полиции. В 1996 году он организовал ДНД, и существует эта организация до сих пор. Каждому из своих попутчиков в тот вечер я задавал один и тот же вопрос: ради чего они вообще выезжают ночью патрулировать улицы? На это они отвечали одинаково просто: «Ради безопасности на дорогах».

Я пришел домой только в половине второго ночи, жутко устав. В этот момент в моей голове крутилась мысль: «Чтобы иметь такое хобби, наверняка нужно очень сильно беспокоиться за общество».