Прошло две недели с тех пор, как Росздравнадзор обнародовал результаты внеплановой проверки деятельности Министерства здравоохранения УР. Инспекторы выявили массу грубых нарушений, способствующих недоступности и низкому качеству медицинской помощи в республике. Материалы проверки направлены в Генпрокуратуру России. В Минздраве Удмуртии говорят: «Мы работаем над ошибками». Но удмуртских пациентов такой диагноз не устраивает, они задаются вопросом: почему до сих пор не уволены те, кто допустил беспредел в системе здравоохранения?
Кинули клич
В сообществе ИГГС по следам публикаций «ДЕНЬ.org» устроили опрос о качестве и доступности медицинской помощи в Удмуртии. Всего за несколько часов в нем приняли участие свыше четырех тысяч человек.
«Последние новости (ссылка на статьи газеты «ДЕНЬ.org» — «Непригодна для использования. Жители Ижевска сфотографировали на дороге разваливающуюся "скорую"» и «Дооптимизировались. Росздравнадзор обвинил Минздрав Удмуртии в массовом нарушении прав граждан») свидетельствуют о плачевной ситуации в системе здравоохранения Удмуртии, — пишут администраторы сообщества. — Думаем, многие из подписчиков ИГГС с этим регулярно сталкиваются в жизни. Резкая критика со стороны Росздравнадзора по результатам проверки Министерства здравоохранения Удмуртии почему-то не привела к каким-либо кадровым перестановкам в аппарате ведомства. Почему? Неизвестно...»
За сутки результаты опроса таковы: работу Минздрава на «отлично» оценили 2,4% участников, «удовлетворительно» — 23,5%, «плохо» — 36,3%, «очень плохо» — 37,8%. Всего на вечер четверга проголосовало 4 347 человек. Считаю, глядя на эти цифры, чиновникам от Минздрава, заверяющим, что система медицинской помощи в результате оптимизации постепенно улучшается, на этот раз крыть нечем.
«Во Франции чуть что не так, народ выказывает своё возмущение, правительству приходится думать о гражданах, — говорит Ангелина Григорьева. — А о нас никто не думает, зачем мы кому-то что-то платим? Почему мы молчим и только в интернете ноем?»
Треклятая «03»
В комментариях под опросом, число которых перевалило за сотню, больше всего нареканий к работе «скорой помощи».
«Мой брат чуть не умер от потери крови, — делится своей историей Ангелина Григорьева. — Спасибо, что на ранение уважаемые ехали два часа. В общем, не дождались и сами увезли его в больницу. Жаль, меня там не было, я бы не растерялась, в нашей стране я уже привыкла сама промывать, накладывать жгут и доставлять больного самостоятельно. Наверное, должна сказать спасибо, что оперировать и зашивать самостоятельно не приходится».
К обсуждению темы подключаются без вины виноватые врачи «скорой».
«Обслуживали бомжа, возили его по приемникам, — рассказывает санитар-водитель «скорой». — У него травма головы, ему надо в 7-ю горбольницу мозг просветить. А потом увезти его в терапию. И все это — на реанимобиле!»
Врачи «скорой» уже давно говорят, что служба «03» делится на «скорую» и «неотложную». Но из-за нехватки машин все смешалось, потому и получается, что реанимационная бригада едет измерять давление, а умирающий человек ждет помощи несколько часов. И в этом — вина не медиков, а администрации Минздрава.
Фотография разваливающейся «скорой», выложенная в ИГГС, уже облетела весь Интернет.
«Меня почти на такой "скорой" с ребёнком новорожденным из роддома в больницу по всему городу везли, — вспоминает Алена Иванова. — При торможении мы чуть не улетали вперёд к водителю, а из всего оборудования были только носилки! Когда я спрашивала, можно ли добраться самостоятельно, мне ответили: "Ни в коем случае, а вдруг в дороге малышу потребуется помощь, и неизвестно, как малыш перенесет транспортировку". Спрашивается, чем бы они мне помогли в ржавой и гнилой машине, где валяются одни носилки под ногами?»
В «Известиях» появилась информация о том, что до конца года в республику поступят пять новых автомобилей, закупленных меценатом Михаилом Гуцериевым. Их отправят в самые отдаленные районы — в Кезскую, Красногорскую, Сюмсинскую, Юкаменскую и Ярскую ЦРБ. Но что значат пять машин, когда в замене нуждается 90% автопарка «скорой»?!
«Как будто мы машины не просим! — отвечает на претензии санитар-водитель «скорой». — Дайте нам, говорим, три "мерса" реанимационных! А нам в ответ: "Денег нет. ГАЗели получите когда-нибудь, и слава богу!"».
Заложники системы
Недоступность медицинской помощи, в том числе амбулаторной, и подмена бесплатных услуг платными — также в числе нарушений, выявленных Росздравнадзором.
«Записались на прививку в детскую поликлинику, — вспоминает участница обсуждения Кристина Орехова. — Сказали — нужны свежие результаты анализов. Дали направление, а номерков на анализ крови нет. Говорят — подойдете, спросите, может, платно возьмут. Пришли, как и написано, с 8:00 до 10:00. Очередь заняла, вижу — объявление: мол, очень много детей болеет, анализов сдают много, поэтому принимаем только по номеркам. Платно — с 10:00 до 11:00 (времени было около 9 часов). В итоге пошли в платную клинику и в 10:00 уже были дома».
Участники сообщества пишут: невозможно попасть на бесплатное диагностическое обследование, запись — от двух недель до нескольких месяцев вперед. Не хватает участковых педиатров и терапевтов, в очередях под дверями кабинетов люди чуть ли не в обмороки падают.
«Попробуйте работать, когда вас постоянно проверяют сверху, а потом штрафуют, — изливает свой крик души еще один врач. — И, пожалуйста, не забудьте каждому пациенту улыбнуться, встретить его ласковым словом и смотреть в пол, когда он изрыгает на вас проклятия, что он с семи утра в поликлинике и даже маковой росинки во рту у него не было. И ещё, как ни странно, мы, врачи, тоже люди! Все мы, как люди, хоть раз да ошибаемся, у нас иногда бывает плохое настроение, все мы болеем, хотим кушать, а иногда даже в туалет».
Реформа для оптимизации
Минздраву Удмуртии дан срок до 7 декабря на устранение всех выявленных нарушений. Но разве можно исправить то, что ломалось годами? Еще полгода назад Счетная палата России публиковала промежуточные итоги оптимизации. По данным ведомства, в результате сокращения медперсонала и количества коек в больницах начала расти смертность. Жуткий пример привели в ИГГС.
«В Якшур-Бодье роддом закрыли, "скорую", как всегда, не дождешься. Зная это, молодая пара из деревни поехала в роддом в Ижевск на своей машине, так гораздо быстрее, — рассказал Илья Бобылев. — Приехали, а роженицу не принимают! Говорят, если бы на "скорой" приехали, то приняли бы. В панике поехали в другой роддом, там — та же история. Пока ехали в третий, ребёнок скончался в утробе. Вот такая жуть».
Росздравнадзор в своем отчете отмечал «неэффективную административную деятельность» Минздрава республики. Вывод напрашивается сам собой: не здравоохранение нужно оптимизировать, а систему управления и полностью поменять подход к оказанию медицинской помощи. Иначе, говорят в ИГГС, наша медицина будет как в США, где медицинская страховка стоит безумных денег, а без нее врач на пациента даже не смотрит.
«Отделения закрывают, штаты сокращают! — констатирует санитар-водитель "скорой". — Количество вызовов, обращающихся не уменьшается! А люди работают и не ноют, что в "скорой", что в поликлиниках и больницах! На износ! Да, не медработники в этом виноваты, а система, что сейчас сложилась! А кто это все разрабатывает? Нормативы, положения? Ответьте на этот вопрос, и сразу будет и ответ!»