Не в муке дело. Хлебопеки Удмуртии готовы повысить цену на хлеб хоть завтра

Жанна Ситникова

Министр сельского хозяйства Александр Ткачев предупредил россиян, что в стране может подорожать хлеб из-за резкого повышения стоимости продовольственного зерна. Однако в Минсельхозе Удмуртии предпосылок для скачка цен на хлеб не видят: запасов зерна и муки в республике хватит до весны. А вот хлебопекам Удмуртии заявление министра Ткачева пришлось по душе, и цены на хлеб они готовы повысить хоть завтра. Так где же правда? Хлебопеки жадные или специалисты удмуртского Минсельхоза в своих прогнозах слишком осторожные?

Фото: ©День.org

Баснословная мука

В своих прогнозах министр Ткачев предрекает рост цен на хлеб примерно на 17% — до 25–30 рублей за килограмм. То ли глава ведомства далек от реальности, то ли накрутка в магазинах Удмуртии так велика, но, по данным Удмуртстата, уже сейчас в республике килограмм ржаного хлеба стоит 40,4 рубля, килограмм хлеба из пшеничной муки первого и второго сорта — 42,7 рубля. Весь этот хлеб пока выпекается из продовольственного зерна прошлогодней закупки, которое стоило 8 рублей за килограмм.

«Пшеница, которая растет в Удмуртии, не годится для производства хлеба. Она идет на Фото: news.kob.tjкорм животным, — пояснил начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства и продовольствия УР Казимир Мазец. — Кустарным образом из нее хлеб пекут, конечно, но промышленным предприятиям требуется качественная пшеница. Мы ежегодно завозим около 80 тысяч тонн, в основном из Оренбургской, Курганской областей, Алтая и Ставрополья».

Пшеница нового урожая продается уже по 10 рублей за килограмм, и, если следовать логике министра Ткачева, в Удмуртии пшеничный хлеб должен подорожать до 50 рублей за килограмм, то есть минимум 25 рублей за буханку (сейчас белый «кирпичик» можно купить за 21 рубль).

Фото: nnm.meХлебная формула

Как это ни странно, но первым с контраргументами прогнозам Ткачева выступил президент Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК) Юрий Кацнельсон. По его мнению, приведенному на сайте гильдии, нельзя проводить прямую параллель с удорожанием пшеницы и стоимостью хлебобулочных изделий.

«В себестоимости хлеба пшеница не превышает 2,5%, — говорит Юрий Кацнельсон. — Удорожание пшеницы на 20% приведет к росту себестоимости хлебобулочной продукции не более чем на 0,5%».

По словам эксперта, он не видит причин для резкого скачка цен на хлеб, рост будет плавным, к тому же в последнее время постепенное повышение стоимости хлеба происходит почти каждый месяц, просто очень незаметно.

«Цены на хлеб, так же как и на все продовольствие, повышаются, однако хлеб дорожает на 3–3,5% медленнее остального продовольствия, стоимость которого за год в среднем выросла на 16%», — отмечает эксперт.

К сдержанным прогнозам склонны и в Минсельхозе Удмуртии. Даже несмотря на то, что зерно для выпечки хлеба в республике завозное, поводов для паники нет, говорят в ведомстве.

«В Удмуртии есть запасы продовольственной пшеницы, муки на складах и хлебопекарнях, которых хватит на 160 дней, ржи — на 170 дней, — уточняет Казимир Мазец. — Нет предпосылок для резкого роста, другое дело, что подорожание ГСМ, электроэнергии может сказаться на цене хлеба».

Убыточная социалка

На хлебозаводах Удмуртии прогнозу министра Ткачева едва ли не стоя аплодировали.Фото: nyaski.ru

«Цена основных сортов хлеба сдерживается годами, это привело к тому, что цена, по которой производитель продает хлеб, едва укладывается в себестоимость, — говорит председатель правления ПО «Алнашский хлебокомбинат» Ольга Карпова. — Хлеб, который идет на основную продажу и который сегодня стоит от 21 до 25 рублей за буханку, — это убыточное производство!»

Производители сокрушаются: дешевый хлеб, доступный наиболее уязвимым слоям населения, по одной и той же цене продается как в торговых сетях социальной направленности, так и в магазинах, где средний чек не бывает меньше тысячи рублей.

«Это было бы справедливо, чтобы бабушка, у которой пенсия 7 тысяч рублей, покупала хлеб за 21 рубль, а тот, кто ездит на дорогой машине, — по 30 рублей за буханку, — считает главный экономист ООО «Каравай» Любовь Ширманова. — Для этого нужно вернуть социальные магазины, такие как "Ветеран", где можно купить дешевый хлеб. Или поднять цену на хлеб до определенного уровня, а пенсионерам и социально незащищенным категориям платить  компенсацию на хлеб».

Знают, но молчат

Можно предположить, что, спрогнозировав рост цен на хлеб, Ткачев таким образом развязал руки хлебопекам, которые теперь ждут весны, чтобы разом повысить цены. Но, как выяснилось, не дремлет антимонопольная служба. Пресс-конференция Ткачева прошла 6 октября, а уже 9 октября УФАС по Алтайскому краю направило предостережение в адрес руководителя одного из алтайских хлебокомбинатов, который публично (на сайте информагентства) выступил с заявлением о планируемом повышении цен на хлеб.

«Подобные высказывания являются посылом к действиям, в том числе со стороны другихФото: pics-zone.ru производителей, к, возможно, необоснованному росту,  от установления и поддержания цен на социально значимый продукт питания, что противоречит статьям 11 и 11.1 ФЗ "О защите конкуренции"», — сообщает пресс-служба УФАС по Алтайскому краю.

В Удмуртии пока таких заявлений никто не делал, все собеседники «ДЕНЬ.org», с которыми обсуждался «хлебный» вопрос, были очень осторожны в прогнозах. Руководство крупнейших хлебозаводов Ижевска — № 3 и № 5 — и вовсе  отказалось комментировать ситуацию.

Словом, в то время как все об этом думают, но вслух не произносят, впору вспомнить высказывание французской королевы Марии-Антуанетты: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!».