Сверхзадача Сергея Фефилова. Кабмину сложно отвечать за наполнение портмоне жителей Удмуртии

Дмитрий Манылов

Для оценки эффективности работы высших государственных чиновников по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности в Удмуртии действует система показателей, среди которых есть субъективные, такие как оценка условий ведения предпринимательской деятельности бизнес-сообществом, есть и более строгие, например, темп роста реальной зарплаты в регионе. Как раз этот показатель, вместе с уровнем безработицы и подготовкой квалифицированных кадров, находится в сфере ответственности зампреда правительства УР Сергея Фефилова. Причем в августе 2015 года, когда макроэкономическая ситуация кардинально изменилась, вносимые в документ корректировки не коснулись этого блока. Сергей Фефилов ответил на вопросы «ДЕНЬ.org».Фото: ©День.org

Сергей Самонович, как вы оцениваете шансы на выполнение показателя эффективности по темпам прироста реальной заработной платы, утвержденного указом главы УР № 197 от 17 июня 2014 года?

— Указом главы Удмуртии № 197 показатель темпа прироста реальной среднемесячной заработной платы в Удмуртской Республике (в процентах к предыдущему году) установлен на 2015 год в размере 7,8%.

Фактически за январь — август  темп роста среднемесячной зарплаты составил 7,4%. С учетом фактических данных по уровню инфляции выполнить этот показатель будет проблематично.В очереди за зарплатой. Фото: kommari.livejournal.com

Какими рычагами влияния на рост уровня заработной платы в регионе располагает сегодня правительство Удмуртии, какие из них наиболее эффективны в нынешних условиях?

— Во-первых, это региональные «дорожные карты» по повышению заработной платы в сферах образования, здравоохранения, социального обслуживания и культуры, принятые в Удмуртии в 2013 году в целях реализации поручений президента РФ. «Дорожными картами» определены по годам, вплоть до 2018-го, конкретные значения целевых показателей по уровню заработной платы указанных работников.

В связи с непростой экономической ситуацией в 2015 году в «дорожные карты» внесены корректировки, при этом по поручению президента России мы не допустили снижения номинально начисленной заработной платы в этом году по сравнению с уровнем, достигнутым в среднем в 2014 году.

Образование и здравоохранение всегда были сильны энтузиастами. Использовано фото с сайта podarit.netКорректировки не коснулись педагогических работников организаций общего и дошкольного образования. По этим категориям целевые ориентиры по уровню средней заработной платы остались на уровне, определенном указом президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 (соответственно 100% к средней зарплате по региону и 100% к средней зарплате по общему образованию в регионе).

По итогам первого полугодия целевые показатели региональных «дорожных карт» на 2015 год выполнены по девяти категориям работников. При этом по всем категориям работников социальной сферы по итогам полугодия отмечен рост средней зарплаты в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (от 1,3% по среднему медицинскому персоналу до 11,7% по педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования).

Второй фактор, влияющий на рост доходов населения, — повышение минимального размера оплаты труда. С июня текущего года началось обсуждение проекта поправок к закону о МРОТ, предусматривающего установление МРОТ с 1 января 2016 года в размере 6 675 рублей (с учетом районного коэффициента — 7 676 рублей).

Важную роль в стимулировании роста доходов играет и созданный в 2014 году Республиканский координационный совет по вопросам соблюдения трудовых прав и легализации доходов участников рынка труда в Удмуртской Республике. Он целенаправленно работает над повышением заработной платы в республике до уровня не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, недопущением задержек по ее выплате. В результате проведенной работы в 222 организациях произошло увеличение зарплаты.

Считаю, что в условиях не совсем благоприятной экономической ситуации совокупность проведения всех вышеперечисленных мероприятий позволит обеспечить рост номинальной заработной платы в республике на уровне не менее 5%.

Не остановится ли в Удмуртии работа по созданию новых рабочих мест, каков ваш прогноз по безработице?

Пока еще не безработные. Фото: forma.ru— Как правило, появление новых рабочих мест связано с внедрением новых производств либо развитием существующих, в том числе в рамках реализации инвестиционных проектов. На сегодняшний день в республике реализуется порядка 30 инвестиционных проектов в сельском хозяйстве и 50 — в промышленности. Это проекты, предполагающие создание рабочих мест.

По плану мероприятий Инвестиционной стратегии Удмуртской Республики до 2025 года в 2015 году количество вновь созданных рабочих мест в организациях, получивших государственную поддержку реализации инвестиционных проектов, ориентировочно составит 400 единиц. Всего же до конца 2017 года планом предусмотрено создание примерно 1 300 новых рабочих мест.

В отношении возможного высвобождения работников из организаций республики хочу сказать, что основная наша задача как раз в том, чтобы постараться его предотвратить. Ожидание высвобождения — это пассивная позиция, демонстрирующая неспособность власти к решению появляющихся негативных тенденций в экономике. Мы не можем себе этого позволить. Тем не менее сложность сегодняшней ситуации заключается в наличии внешнего давления, связанного с действующими экономическими санкциями в отношении России, что, конечно, отражается на финансовом положении ряда предприятий республики и может привести к высвобождению части работников либо введению режима неполной занятости.

По состоянию на 1 октября 2015 года благодаря принимаемым мерам роста безработицы не допущено. При увольнении гражданам оказываются необходимые услуги в области содействия занятости населения, в том числе по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию.