До лампочки. В Ижевске пикет против резкого повышения стоимости проезда прошел скромно и безмятежно

Юлия Сунцова

Пикет против повышения стоимости проезда в общественном транспорте состоялся 28 октября возле резиденции главы Удмуртии. Выразить свое несогласие с решением транспортников вышли работники образования, культуры, оборонных предприятий, строители и пожилые люди — в общей сложности около шести десятков человек. Организатором протестной акции выступил республиканский комитет Общероссийского профсоюза работников народного образования и науки в Удмуртии.

Фото: ©День.org16 октября, напомним, Министерство энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов издало приказ о повышении с 1 ноября платы за проезд и провоз багажа в общественном транспорте с 17 до 20 рублей. Решение о резком повышении стоимости проезда — сразу на три рубля, а не на один, как это бывало обычно, — принимается в республике впервые за последние годы. Нынешняя императивная трехрублевая «корректировка» тарифов в Удмуртии, если ориентироваться на семью из четырех человек, передвигающихся на общественном транспорте не реже двух раз в день, обходится семейному бюджету в 8 760 «лишних» рублей в год.

Фото: ©День.orgТем не менее в отношении непопулярного решения транспортников, касающегося всех жителей региона, пока публично не высказалась ни одна из значимых политических сил.

И вот началось. «Первая ласточка» прилетела со стороны всегда лояльной и прежде не выражавшей недовольства по принципиальным вопросам социальной политики организации — Удмуртского рескома профсоюза работников народного образования. 

Общность пикетирующих на площадке у здания администрации главы Удмуртии идентифицировал флаг профсоюза работников народного образования и науки России. Однако, по словам участников пикета, помимо работников детских садов, школ и вузов к акции присоединились также представители профсоюзов работников культуры, оборонной промышленности, строительной отрасли и другие.

Фото: ©День.orgНа место заявленной акции ее участники прибыли к 9:30 — одновременно, организованной группой. О том, что побудило их выйти к резиденции главы региона, предпочли молчать. Стоя в пикете, общались о чем-то своем и главную тему обходили с завидным упорством. За ответами о вершащихся здесь и сейчас «судьбах родины» доброжелательно рекомендовали обращаться к Владимиру Векшину, организатору акции. Диктовали его телефоны, так как среди пикетчиков его самого не оказалось. Спустя десять минут после начала акции, как выяснилось, он удалился на важное совещание.

В диссонансе с поведением пикетирующих расплывались громкие плакаты, коих было заготовлено в изобилии. Продрогшим дамам между тем не терпелось их свернуть. «Можно я уже побегу, у меня ноги мерзнут, и вся я замерзла?» — с риторическим вопросом обратилась к своим коллегам одна из пикетчиц.

Информация о предстоящей акции протеста даже накануне ее проведения не вышла за пределы Федерации профсоюзов Удмуртии. Подготовка к ней не афишировалась, так что широкий круг общественности попросту оставался в неведении об имеющейся возможности принять в ней участие. Хотя, надо полагать, многие бы ею воспользовались и об инициативе по повышению тарифов высказались в категоричной форме.

Фото: ©День.org«Я и сам удивляюсь, почему народ не выходит на улицу!» — сказал в разговоре с корреспондентом «ДЕНЬ.org» председатель рескома Владимир Векшин о малочисленности акции, посвященной насущному вопросу.

Обвинять в диверсии организаторов пикета тем не менее, наверное, преждевременно. Лишенное численности мероприятие, инициированное по столь важному поводу, вполне может являться следствием банальной неопытности и бездумности руководителей традиционных профсоюзов в регионе.

«Считайте, что это была моя личная инициатива», — ответил Векшин на вопрос об инициаторе пикета. Он также рассказал, что за день до издания скандального приказа транспортников, 15 октября, вопрос о повышении стоимости проезда до 20 рублей был вынесен на обсуждение Федерацией профсоюзов Удмуртии.

[ФОТОАЛЬБОМ]

На заседание были приглашены представители руководства Миндортранса, Минэнерго и заместители руководителей ведущих предприятий общественного транспорта в Ижевске — «ИПОПАТ» и «ИжГорЭлектроТранс».

От лица федерации руководители профсоюзов озвучили «гостям» свое мнение о необходимости заморозить рост тарифов на проезд в общественном транспорте на уровне прежних 17 рублей.

16 октября такие же соображения профсоюзы пытались донести до региональной комиссии по регулированию тарифов при Минэнерго за несколько часов до принятия ею нашумевшего решения. Это стало возможным благодаря тому, что руководитель Федерации профсоюзов Сергей Шерстобит одновременно является членом экспертного совета комиссии по тарифному регулированию министерства. Он стал единственным членом комиссии, проголосовавшим за наложение вето на издание приказа о повышении с 1 ноября стоимости проезда до 20 рублей.

Фото: ©День.org20 октября, после того, как решение уже состоялось, президиум рескома профсоюза работников народного образования объявил о начале сбора подписей под требованием к главе и правительству Удмуртии отменить приказ, установивший 20-рублевый проезд в общественном транспорте республики. По данным рескома, на 28 октября под обращением подписалось свыше 12 тысяч человек.

Во время пикетирования резиденции главы 28 октября к народу так никто и не вышел. Вместо этого в самом разгаре протестной акции несколько рабочих вынесли из здания администрации огромную стремянку и установили ее на ступеньках парадного входа резиденции. Нецензурно выражаясь, рабочие сняли панели с потолка дворцового крыльца и принялись отлаживать систему иллюминации. И если это был знак, то реплику властей в состоявшемся диалоге с пикетчиками можно расшифровать как «до лампочки»?..