Поговорите с тенью. Удмуртия расширяет сферу действия патентной системы налогообложения

Дмитрий Манылов

Удмуртия вслед за федерацией расширяет сферу применения патентной системы налогообложения. Цели нововведения определены правительством как вывод из тени отдельных направлений малого бизнеса и получение дополнительных доходов в бюджет. «ДЕНЬ.org» еще 1 октября отправил в Минэкономики УР запрос об оценке возможных рисков нововведения. Ответа пока нет, поэтому попробуем сами сделать стресс-тест этой налоговой инициативы.

Удастся ли поставить патенты на поток? Фото: vesti.karelia.ruНа последней сессии Госсовета Удмуртии внесены изменения в закон «О патентной системе налогообложения в Удмуртской Республике» — перечень видов деятельности, охватываемых патентной системой, дополнили шестнадцатью новыми пунктами. Использовать патент смогут, например, предприятия общепита, не имеющие зала обслуживания посетителей, заготовители лекарственных растений, производители кондитерских изделий, переводчики, мастера по ремонту компьютеров.

Представляя законопроект перед депутатами Госсовета, министр экономики Удмуртии Михаил Зайцев назвал основную цель вносимых изменений: «Патент позволит выходить из тени незарегистрированным, фактически самозанятым предпринимателям, легализовать свою деятельность при небольших затратах на налогообложение —  в Ижевске это от 6 420 рублей в год, в районах почти в два раза меньше».

Правительство, вас плохо слышно

Фото: yablor.ruВторая цель — рост налоговых сборов. Число предпринимателей Удмуртии, вовлеченных в патентную систему, растет — за 6 месяцев 2015 года выдано 2 248 патентов, на 43% больше, чем за тот же период прошлого года. Поступления в консолидированный бюджет Удмуртии в первом полугодии 2015-го составили 17,7 млн рублей, на 12% превысив уровень сопоставимого периода 2014 года. Прогноз налоговых поступлений по итогам 2015 года — 38 млн рублей.

Зампред Госсовета УР — руководитель постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам Софья Широбокова рассказала, что бюджет республики начинал с годовых сборов по этому налогу в размере 1 млн рублей, и обратилась к главам городов и районов Удмуртии: «От вашей работы главы зависит, чтобы предприниматели узнали о законе и выходили из тени».

Действительно, для того, чтобы обеспечить массовую регистрацию самозанятых предпринимателей в качестве ИП и получение ими патентов, нужно, как минимум, организовать широкую рекламную кампанию этого начинания. Тем более что с учетом действующего в Удмуртии закона о нулевой ставке по патентной системе для предпринимателей, которые зарегистрированы или зарегистрируются с 2015-го по 2018 год, дополнительные расходы на самом деле невелики.

Другой вопрос — удастся ли фискальным органам выявлять теневые обороты по видам деятельности, подпадающим под действие патента, таким как ремонт компьютеров на дому или продажа бабушками на «сто одиннадцатом» своих консервированных огурцов и помидоров? Сейчас они делают свое доброе дело совершенно спокойно, никак не контактируя с налоговой системой.

Еще сложнее с тезисом об увеличении сборов. Общий рост поступлений по патентной системе впечатляет, но не получится ли так, что в отдельных случаях бюджет понесет потери из-за использования закона в качестве возможности для налоговой оптимизации?

Риски и возможности

Фото: 420on.czПатентная система дает существенные налоговые преимущества для предприятий торговли и сферы услуг. Посмотрим, почем обойдется патент, например, для набирающего оборот в Ижевске бизнеса по продаже кофе с собой через уличные ларьки. Участок улицы Советской от Пушкинской до Коммунаров благодаря нескольким таким точкам превратился в некое подобие Бродвея: летом здесь останавливаются байкеры — «перетереть за жизнь» за ароматным капучино в бумажном стаканчике — и вообще всяческая модная молодежь.

Такие торговые точки могут быть организованы как под одним предприятием, так и в качестве объединения формально независимых предпринимателей. Предположим, что это предприниматели, использующие единый налог на вмененный доход в Ижевске. С помощью консультантов «Бюро Л» мы посчитали сумму единого налога — при одном предпринимателе и трех наемных работниках она составит около 58 тысяч рублей в год.

В случае если той же деятельностью и с тем же количеством сотрудников предприниматель будет заниматься по патенту, его налог составит 15 тысяч рублей. Получается, что патент для таких предприятий — дело выгодное. Я позвонил в одну из кофе-сетей с вопросом по поводу оценки новых налоговых возможностей. Там ответили, что такая постановка вопроса имеет место быть и как раз сейчас они приступили к анализу всех «за» и «против».

Если налоговые нововведения действительно позволят оптимизировать платежи в бюджет, то остается только порадоваться за таких предпринимателей. Хотя, судя по бурному росту торговых точек, улично-кофейный бизнес чувствует себя неплохо.

Экспертные данные определяют возможную выручку от одной точки в центре крупного города в 300 долларов в день. При курсе 64 рубля за доллар это будет 19 200 рублей. Предположим, что для Ижевска эта выручка составит 15 тысяч рублей, тогда в год одна точка принесет 5 млн 475 тысяч рублей, то есть более чем в 20 раз превысит потенциальный доход, установленный законом.

Фото: seb.lvС производственными малыми предприятиями все гораздо сложнее — там норма доходности зависит от того, что производится, на каком оборудовании. Тем не менее было бы неплохо разработать такую же четкую и понятную систему налогообложения для малых предприятий в сфере производства и других приоритетных областях. Производственный бизнес в отличие от ремонта компьютеров всегда на виду. А вот как фискальные органы будут вычислять частных мастеров и охотиться за бабушками, пока непонятно.

Я позвонил по найденному наугад в Интернете номеру частного компьютерного мастера и задал вопрос о налоговом статусе. Человек, естественно, нигде не зарегистрирован, работает по рекомендациям и рекламирует себя через объявления в Интернете. Планирует делать сайт и предполагает, что после появления сайта к нему могут возникнуть вопросы у налоговой. Но о возможности работать по патенту он не слышал вообще, о льготной нулевой ставке, соответственно, тоже.  После того как мы с ним прикинули возможные расходы на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, плюсы и минусы отчислений в фонды, компьютерный мастер решил, что можно и легализоваться. Для большинства, конечно, решение будет зависеть от того, насколько вводимая мера будет подкреплена контролем.