Конкурсная обнаженность. Пианистка Ася Корепанова ночью в Ижевске вспомнила утро в Москве

Николай Польчёнок

Удмуртская государственная филармония представила первый концерт из нового цикла, идея которого была запущена «по мотивам» популярного культурного ивента «Ночь в музее». Проект «Ночь в филармонии» открыла заслуженная артистка Удмуртской Республики Ася Корепанова. Своими впечатлениями от ночного концерта и планами пианистка поделилась с корреспондентом «ДЕНЬ.org».

Заслуженная артистка Удмуртской Республики Ася Корепанова

Во время ночного концерта известная пианистка исполнила самое позднее фортепианное сочинение Петра Чайковского — полный альбом из 18 пьес (сочинение № 72). Полгода назад одну из этих пьес — «Размышление» (№ 5 в цикле) — Ася Корепанова играла в своей программе в первом туре XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского. И здесь, в Ижевске, пианистка поймала себя на мысли, что исполняет ее с совсем другим ощущением, нежели на конкурсе.

«В родном городе у меня было более интимное ощущение, чем полгода назад в Москве, — рассказала Ася Корепанова. — Надо понимать, что музыкант, который играет на конкурсе, чувствует себя "обнаженным", атмосфера такая, как будто все вокруг него обострено и все, что ты делаешь, увеличивается и масштабируется. Когда любая, даже самая мельчайшая, деталь кажется больше, чем она есть».

Напомним, что в июне этого года на конкурсе Чайковского — этаком чемпионате мира среди музыкантов — Ася Корепанова выдержала предварительное прослушивание и вышла в первый тур вместе с другими 35 пианистами. Помимо «Размышления» уроженка Ижевска сыграла Прелюдию и фугу Баха, сонату Бетховена, а также этюды Листа, Шопена и Рахманинова.

По словам Аси, на конкурсе есть один «отравляющий» момент.

«Он состоит в том, что ты постоянно пытаешься послушать себя со стороны, в пространстве куска. Причем послушать ушами жюри, — делится пианистка впечатлениями от конкурса. — Ты не просто играешь, а пытаешься сразу себя оценить. И тут возникает огромная проблема. Она заключается в том, что человек думает одновременно сразу о многих вещах, и это занимает всю его оперативную память: что и как ты сыграл секунду назад, что играешь сейчас, что будешь играть в следующий миг и о том, чтобы не сделать ошибки, чтобы выглядеть идеальным в техническом смысле. Иногда из-за того, что ты специально думаешь о том, как ты взял ноту, как получился пассаж, достичь идеального исполнения намного сложнее».

По итогам тура конкурсное жюри во главе с Валерием Гергиевым и Денисом Мацуевым не Заслуженная артистка Удмуртской Республики Ася Корепановавключило нашу пианистку в число двенадцати участников второго тура.

Одной из возможных причин, закрывших Асе Корепановой дорогу на следующий этап, стала формальная претензия. Пианистка не уложилась во временной лимит (40–50 минут), отведенный на исполнение шести пьес. Выпускница Московской и Санкт-Петербургской консерватории превысила его не больше чем на 2-3 минуты.

В отличие от официального жюри, «зарубившего» нашу землячку, по итогам альтернативного голосования слушателей Ася Корепанова «прошла во второй тур».

Что касается победителя XV конкурса Чайковского, то у пианистов им стал молодой москвич Дмитрий Маслеев. Этого музыканта можно будет услышать в Ижевске 11 марта 2016 года в абонементном филармоническом концерте Steinway & Friends.

В ночном концерте Ася Корепанова участвовала впервые, но оговорилась: это не самое необычное выступление.

«Несколько лет назад у меня был концерт в исправительно-трудовой колонии под Ижевском, где я играла для несовершеннолетних мальчишек, — вспоминает пианистка. — Меня слушали 350 человек в возрасте от 14 до 17 лет. Для меня это был поразительнейший опыт, который принес пронзительное чувство. На абсолютно "умопомрачительном" пианино я играла романтический репертуар: сонату Шуберта, музыку Шопена и Листа. После концерта ко мне подходили заплаканные парни. Они не знали, как выразить свои эмоции, и после нескольких попыток все-таки признавались: "В своей жизни мы не слышали ничего подобного", "У меня как будто сердце заболело, и я не понимал, что со мной происходит". На их лицах было видно искреннее смятение, и я поняла, что музыка тронула их до глубины души. Для музыканта эти эмоции слушателей остаются одним из самых трогательных моментов на всю жизнь».

Из Ижевска транзитом через Москву Ася Корепанова улетела в США. Будущей весной в университете Майами ей предстоит защита докторской диссертации по теме: «Процесс создания фортепианных транскрипций крупных симфонических произведений» на примере собственной транскрипции симфонической поэмы «Жизнь героя» Рихарда Штрауса. По сути дела, эта диссертация будет первым в мире учебником-самоучителем по созданию музыкальных транскрипций.

Защитив этот проект, Ася Корепанова станет доктором музыкальных искусств, а чуть раньше, 28 февраля 2016 года, пианистка выступит на крупном музыкальном фестивале в Чикаго, где впервые сыграет 32 вариации Бетховена для фортепиано, которые называют одним из самых загадочных произведений этого немецкого композитора.