Предлагали поставить памятник на «помойках». Дочь Калашникова рассказала о «помощи» властей Ижевска

Мария Вотякова

Каждый памятник герою города, появляющийся в столице Удмуртии, в основном имеет более долгую и сложную историю, чем предыдущий. Два установленных сегодня бюста — экс-министру обороны СССР Дмитрию Устинову и легендарному конструктору Михаилу Калашникову — даже новыми уже не назвать — за их установку в Ижевске в течение почти трех лет билась дочь Михаила Тимофеевича Елена Калашникова. Бюсты установили в день рождения прославленного оружейника — 10 ноября ему исполнилось бы 96 лет.

Фото пресс-службы главы и правительства УдмуртииСбылась посмертно

То, что обычно придает церемонии особую торжественность, на этот раз было особенно символичным: белые покрывала с бюстов Устинова и Калашникова сорвали под звуки трех одиночных залпов творения конструктора — автомата Калашникова.

Фото пресс-службы главы и правительства Удмуртии«Мы сегодня присутствуем на открытии двух обелисков людям, с именем которых связанно много не только на территории Удмуртской Республики, но и в Советском Союзе и в России, — открыл торжественную церемонию глава региона Александр Соловьев. — Эти два человека много сделали для Советского Союза, для России и для Удмуртии».

Михаил Калашников и Дмитрий Устинов действительно внесли неоценимый вклад в развитие республики, однако, чтобы реализовать готовый проект и увековечить память столь значимых для Удмуртии людей, потребовалось почти три года.

«Мы вместе с Михаилом Тимофеевичем начали работу по установке памятника еще в январе 2013 года, — вспоминает президент межрегионального общественного фонда имени М. Т. Калашникова дочь конструктора Елена Калашникова. — Тогда мы пытались ко Дню оружейника, 19 сентября, установить бюст Дмитрию Устинову — это была папина мечта, он всегда хотел, чтобы памятник Дмитрию Федоровичу был в Ижевске».

Однако в сентябре памятник так и не появился, а Михаилу Калашникову не удалось дожить до реализации своей мечты.

Фото ©День.org«Во время похорон я обратилась к Владимиру Путину, сказала, что мы не можем поставить памятник Устинову, из-за того что город отказывается выделить место, — рассказывает Елена Михайловна. — Этот вопрос сразу взяли под контроль, и в начале января 2014 года появилось поручение президента. Я по нему отчитывалась, регулярно посылала правительству срезы проделанной работы».

Но даже при поддержке федерального уровня администрация Ижевска не спешила выполнять свои обязанности. За два последующих года межрегиональному фонду предлагали места одно хуже другого.

«Предлагали установить памятник на всяких помойках, — признается дочь Михаила Калашникова. — Сначала было место у мотозавода, потом мы просили место на площади оружейников, а нам предложили помоечную аллею рядом с администрацией Устиновского района и рестораном».

Впрочем, даже саму идею установки памятников и их необходимость для города в администрации Ижевска начали подвергать сомнению.

«Разрешение нам дали только этим летом, 19 июня, и только после того, как я доказала администрации, что жители города выступают за установку этих памятников, — рассказывает Елена Михайловна. — За два дня мы собрали около 1300 подписей со всех заводов, прислали из Сарапула, Глазова, Воткинска — люди не остались равнодушны».

Фото пресс-службы главы и правительства УдмуртииНе благодаря, а вопреки

С помощью нескольких организаций и неустанной работы Елены Калашниковой и межрегионального общественного фонда памятники наконец-то появились в Ижевске. А город, вложивший свои 100 тысяч рублей в проект стоимостью 5,5 миллиона, принял активное участие в торжественной церемонии открытия, при этом, по словам Елены Михайловны, отказавшись помочь даже установкой двух прожекторов для вечернего освещения.  

Оба бюста, высотой 92 сантиметра, отлиты из бронзы и принадлежат руке одного автора — московского скульптора Владимира Курочкина, который ко дню открытия мемориалов лично приехал в Ижевск.

«Это не первый мой памятник Михаилу Тимофеевичу, я раньше работал над его скульптурой в полный рост, которая сейчас установлена возле музея его имени, — рассказывает Владимир Курочкин. — Но этот памятник я делал по фотографии, работал над ним приблизительно полгода, хотелось изобразить его в расцвете сил».

Фото пресс-службы главы и правительства УдмуртииПамятник Дмитрию Устинову скульптор закончил еще полтора года назад, в работе над бюстом Курочкину активно помогали внуки Дмитрия Федоровича, также приехавшие в Ижевск на долгожданное открытие скульптуры. Однако слово родственникам увековеченных героев во время торжественной церемонии так и не предоставили, зато с энтузиазмом устроили памятную фотосессию.

«Памятники появились не благодаря, а вопреки, — подводит итог Елена Калашникова. — Сейчас настало какое-то зверское время, где люди не чтят память своих героев, не понимают, что, как и почему. Я настолько вымотана этой историей, мне даже думать уже об этом не хочется. Я перекрестилась, что они стоят, что исполнилась мечта ветерана, исполнилась папина мечта. Единственное, что хочется сказать — слава богу, что все это закончилось».

Вспоминая недавнюю историю с установкой памятника Петру Шувалову, невольно задаешься вопросом, почему одни памятники героям Ижевска устанавливаются за считанные месяцы при помощи администрации, а места для других приходится выбивать годами, учитывая то, что и в первом, и во втором случае памятники — подарки городу?

[ФОТОАЛЬБОМ]

Фото пресс-службы главы и правительства Удмуртии
Фото пресс-службы главы и правительства Удмуртии
Фото пресс-службы главы и правительства Удмуртии
Фото ©День.org
Фото ©День.org
Фото ©День.org
Фото ©День.org
Фото ©День.org
Фото ©День.org