Бездомная перспектива. Может ли в Удмуртии должник по ипотеке спасти квартиру от продажи на торгах?

Жанна Ситникова

Банк забрал квартиру за долги — это самый страшный сон ипотечного заемщика. Сейчас он может стать кошмаром наяву для более чем 260 тысяч российских семей. В Удмуртии ежемесячно на торги выставляется до десяти залоговых объектов недвижимости, на которые слетаются все желающие заработать: цены на некоторые объекты из этого списка чуть ли не вполовину ниже рыночных. В банках уверяют — им не нужны квартиры, им интереснее проценты, которые платит заемщик. Но в просроченном платеже есть точка невозврата, после которой каждый месяц кто-то остается без крыши над головой.

Фото: nsk.infagrad.ru

Долг не красен

Не так давно у меня появились новые соседи — они сняли квартиру на нашей площадке. Весь подъезд сразу отметил, что новенькие какие-то нелюдимые и мрачные, на лицах мужа и жены  такое выражение, словно они только что перенесли тяжелейшее испытание. Разговор склеился, когда я достала из своего почтового ящика «привет» от судебных приставов за неоплаченный штраф ГИБДД. Видимо, я не сдержалась в эпитетах, но стоявшая рядом в тот момент новая соседка, Ольга, из раненой птицы превратилась в разъяренную медведицу.

«Вы с судебными приставами не шутите! Они и со счетов деньги снимут, и машину отберут, и без квартиры вас оставят!» — с фанатичным блеском в некогда потухших глазах сказала мне Ольга.

Соседка рассказала свою историю: семья Ольги купила в ипотеку дом. Год они исправно платили по кредиту, но в начале 2015-го глава семейства остался без работы, следом и доходы Ольги, торгового представителя, стремительно стали сокращаться. Бюджет стал меньше, чем сумма выплат по ипотеке и еще нескольким кредитам.

«Часть кредитов мы закрыли, продав машину, а по ипотеке могли платить только 2-3 тысячи вместо двадцати, — продолжила Ольга. — Нам начали звонить из банка, мы первое время говорили, что вот-вот заплатим, но вскоре перестали отвечать на звонки, а тут еще муж запил. Летом я обнаружила, что наши счета арестованы, а потом пришел судебный пристав и сказал, что нам нужно в кратчайшие сроки выплатить банку сумму долга — почти 2 млн рублей, иначе наш дом будет выставлен на торги. В октябре дом продали, нас выгнали, и мы теперь вчетвером снимаем однокомнатную квартиру».

90 дней

Как выяснилось, молчание и игнорирование звонков из банка было большой ошибкой Фото: asninfo.ruоставшейся без крыши над головой семьи.

«В случае наступления у клиентов обстоятельств, способствующих возникновению просрочки по кредитным обязательствам, необходимо незамедлительно обратиться в банк, сотрудники которого готовы помочь найти взаимоприемлемый способ урегулирования возникшей задолженности», — рекомендовал начальник управления по работе с проблемной задолженностью Удмуртского отделения ПАО «Сбербанк» Виталий Дрокин.

И дело вовсе не в доброте душевной. Любому банку заемщик, даже если он допустил просрочку, все равно интереснее, чем его недвижимость.

«Банку, безусловно, выгоднее урегулировать проблемную ситуацию с клиентом самостоятельно, — подтвердила управляющий ВТБ24 в Удмуртии Екатерина Шумкова, — и не тратить время и деньги на длительные процедуры взыскания, судебную пошлину или комиссию коллекторскому агентству». 

Банки предлагают рефинансирование кредита, разрешают какое-то время платить только проценты по кредиту, сокращают начисленные за время просрочки пени. Словом, честно пытаются сохранить источник своей прибыли. Но только в том случае, если это не монолог службы по проблемным кредитам, а диалог с проблемным заемщиком.

Фото: sia.ru«Решение об обращении в суд с иском о взыскании задолженности и обращении взыскания на залоговое имущество принимается банком в случае, если период просрочки обеспеченных залогом кредитных обязательств превышает три месяца, — сообщили в АКБ «Ижкомбанк». — После вынесения судом соответствующего решения возбуждается исполнительное производство, в рамках которого проводятся торги в отношении залогового имущества. Денежные средства, полученные от реализации указанного имущества, направляются банку, оставшиеся денежные средства (при наличии) возвращаются заемщику».

На мировую

В случае с семьей Ольги никаких денег им возвращено не было. Дом, который на рынке стоил 4 млн рублей, был продан с молотка за 2,7 млн — это сумма долга плюс судебные издержки.

Впрочем, даже после суда, как выяснилось, еще есть возможность спасти жилье.

«У нас была просрочка по ипотеке — один месяц, потом мы снова начали платить, но деньги уходили в погашение текущего платежа, а просрочка сохранялась, — рассказала жительница Ижевска Анна Петрова. — Банк присылал СМС-ки и письма, но мы думали, что просрочка только месяц, ничего страшного. В итоге состоялся суд и нас обязали погасить всю сумму кредита — 1,2 млн рублей. Мы пошли в банк и договорились о мировом соглашении».

Фото: astpravda.livejournal.com В этом случае банки обычно просят подтвердить свое намерение платить по кредиту, погасив просроченную задолженность и внеся на счет 2-3 размера ежемесячного платежа. Заемщиков ждет новый суд, который отменит решение первого суда, и все это время ипотечникам нужно исправно платить каждый месяц. И что примечательно — все внесенные до полного урегулирования вопроса деньги идут в погашение основной задолженности. Так что к тому времени, когда мировое соглашение будет подписано, а это примерно через полгода, есть шанс существенно сократить долг банку и получить новый, пересчитанный график платежей, где ежемесячная сумма может оказаться меньше, чем была раньше. Правда, у мировой есть и другая сторона — банк может сократить срок кредитования, например, с 15 лет до пяти.

Банкротство за ипотеку

Некоторые заемщики, не дожидаясь решения суда, сами начинают продавать залоговую недвижимость.

«Ко мне сейчас нередко приходят клиенты и с порога буквально кричат: "Помогите быстро продать квартиру, иначе ее банк заберет", — говорит риелтор Надежда Зотова. — Я помогу, но только в том случае, если она будет стоить гораздо дешевле, чем средняя цена на рынке. Например, вместо 2 млн — 1,8 млн рублей, иначе продажа затянется».

Сейчас, по оценке банков, работающих на территории Удмуртии, просроченные платежи по ипотеке составляют от 1,5 до 2% от всего объема выданных кредитов. На первый взгляд, цифры не очень большие, но мне рассказали о случае, когда оказавшиеся в долговой яме заемщики остались без имущества из-за ипотеки в 600 тысяч рублей.

А юристы развенчали миф о неприкасаемости жилья, если в нем прописаны дети или оно является единственной имеющейся у семьи крышей над головой.

«Действительно, по закону, если объект недвижимости, подлежащий реализации, единственныйФото: km.ru у семьи, выставить на торги его невозможно. Но только не в случае с ипотекой, — пояснили мне в юридическом агентстве. — Это залоговое имущество, и именно оно подлежит реализации в первую очередь, независимо от того, является ли оно единственным жильем для должника и членов его семьи, зарегистрированы ли там несовершеннолетние дети».

По словам экспертов, количество таких должников в ближайшее время будет только расти. Но нечто вроде лазейки у них все же есть — с 1 октября приняты поправки к закону, по которым должник может объявить себя банкротом. У этой меры плохие последствия в долгосрочной перспективе, но от долгового удушья она спасет.