Замминистра на заклание. Кого из помощников главы Минздрава Удмуртии Чуршина принесут в жертву?

Жанна Ситникова

Сфере здравоохранения Удмуртии намерены пустить кровь якобы для оздоровления. С этой целью руководителю Минздрава рекомендовано избавиться от окружения, а именно от заместителей. Однако на фоне нарастающего возмущения населения и петиций главе региона лечебное кровопускание выглядит скорее как жертвоприношение, призванное задобрить разгневанных богов, то есть общественность. 

Фото: nnm.me

В чей огород камни?

Кресла, в которых стоит поискать сакральную жертву, глава Удмуртии посоветовал министру Алексею Чуршину определить самостоятельно.

«По тем направлениям, где есть замечания, давайте делать выводы. Честно хочу вам Фото пресс-службы главы и правительства УРсказать, заместителей министра здравоохранения следует всех наказать, — сказал на аппаратном совещании в понедельник Александр Соловьев, обращаясь к Чуршину. — Можно было бы их всех уволить. Извините, может, немного грубовато говорю, но тем не менее. Есть люди, которые не исполняют свои функциональные обязанности, — не держите их, я вам советую. Иначе в конечном счете придется вас наказать».

Точкой невозврата, после которой стало ясно, что сам по себе очищающий дождь не прольется, было обнародование результатов проверки Росздравнадзора. Попробуем разобраться, в вотчину какого зама надзорное ведомство закинуло больше всего камней.

Татьяна Демина. Фото: itar-tass.comНарушения порядка оказания медпомощи и клинических рекомендаций, в том числе пациентам с инфарктом и инсультом, подмена бесплатных услуг платными, недоступность высокотехнологичной помощи и диагностики, формальная диспансеризация, списание вакцин, простой дорогостоящего оборудования — всё это, согласно размещенной на сайте Минздрава структуре министерства, удел Татьяны Деминой, курирующей вопросы лекарственного обеспечения и оказания медпомощи взрослому населению. И именно этот раздел собрал больше всего претензий Росздравнадзора.

На втором месте — управление лечебно-профилактической помощи детям и матерям — зона ответственности Людмилы Гузнищевой, где зафиксированы нарушения в организации медпомощи новорожденным, недостаток контроля за диспансеризацией детей-сирот и их лечением и недоступность услуг Республиканского центра экстренной медпомощи для будущих мам, пострадавших в ДТП или при иных условиях.

Лебедь, щука и рак

Людмила Гузнищева  Фото: salekhardnews.ruПоскольку министерство — это единый организм, очевидно, что в претензиях Росздравнадзора есть «заслуга» и других замов — Натальи Перевозчиковой, Сергея Тоцкого и первого заместителя Андрея Воздвиженского.

Вот только в том-то и беда, что единство подразделений — это только формально. На деле — каждый сам по себе.   

«В здравоохранении полнейший бардак! — констатировал заслуженный работник здравоохранения УР, заслуженный врач РФ президент Диабетического союза Удмуртии Николай Забродин. — Чтобы эффективно работать, нужна слаженная команда. А в нашем Минздраве ее нет, как в басне Крылова, в которой каждый тянет в свою сторону. Вот при Шадрине, если кто-то что-то говорил про здравоохранение, всем министерством на защиту бросались и успехи все вместе отмечали. А сейчас похвалили за взрослых — радуется одна Демина, похвалили за детство — хорошо только Гузнищевой».

Можно предположить, что именно на этих дам и намекал Соловьев Чуршину, так как конфликтные, обостренные отношения между Татьяной Деминой и Людмилой Гузнищевой уже ни для кого не секрет. И власти ставят в упрек министру здравоохранения то, что он не может справиться с внутренней междоусобицей.

«Чуршин, возможно, и хочет что-то изменить, но даже сильнейший человек не сможет поднять тяжелое пятиметровое бревно в одиночку! — снова образно выразился Николай Забродин. — Один зам так решает, другой — по-другому. Тоцкого вообще назначили без согласия Чуршина. Пришел министр утром на работу, а ему говорят — у тебя новый зам. А Тоцкий вообще нулевой, не организатор, — поделился он своим мнением. — Шапку-то надели, а что под шапкой — неизвестно».

Сергей Тоцкий. Фото: ijevsk.bezformata.ruК слову сказать, назначение Сергея Тоцкого вообще противоречило кадровой политике Чуршина, который, едва заняв кабинет, оптимизировал численность своей администрации и отставил зама Владимира Гаврилова. На его месте и появился неожиданно Тоцкий.

Политическое жертвоприношение

Впрочем, и появление самого Алексея Чуршина на посту министра для многих стало неожиданностью. Это была одна из первых громких кадровых перестановок, производимых Александром Соловьевым, когда он на волне протестов общественности отставил Владимира Музлова и назначил Чуршина.

Может, в этом кроется нарушение принципа «вассал моего вассала — не мой вассал», на что указал в своих комментариях читатель «ДЕНЬ.org» под ником tt. То есть, предложив министру уволить замов, глава Соловьев указал Чуршину на его неспособность решать вопросы в отношении подчиненных.

«Этим Соловьев показал, что Чуршин не может управлять на таком уровне, если уж вышестоящий начинает шпынять твоих подчиненных, — говорится в комментарии. — Начальник никогда не вмешивается в прерогативы своего подчиненного, он может вызвать его (Чуршина. — Прим. авт.) и порекомендовать уволить кого-либо, но все это происходит кулуарно, а не на публику».

О том, что номенклатурные вопросы, как и деньги, любят тишину, сказал сопредседатель Общественного совета при Минздраве Удмуртии, руководитель кафедры Общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением Ижевской медакадемии Владимир Гасников. По его мнению, увольнение замов — это вообще политика, а не способ решения проблем здравоохранения.

«Все недочеты — это отголоски оптимизации, которая идет по всей стране. Ее смысл в том,Фото: fukusima-1.ru чтобы сократить, поделить, уволить пенсионеров, зарплату выдать в процентах, — говорит Владимир Гасников. — Поставьте на место Чуршина или его замов хоть Нобелевского лауреата, но в условиях установок из Москвы и отсутствия финансовых ресурсов все равно в сфере здравоохранения Удмуртии ничего не изменится. Менять надо всю федеральную систему».

Тем не менее не зря говорят — замах хуже удара. Если уж пригрозили наказанием, да еще и публично, наказать все же придется. Возможно, жертвоприношение состоится уже в ближайшее время.