Политзаключенный условно. Местного Навального из парнасовца Иванова в Удмуртии сделать не удалось

Михаил Красильников

Политзаключенного из Александра Иванова, совсем недавно ставшего активистом Удмуртского отделения партии ПАРНАС, сделать не удалось. Верховный суд УР изменил назначенный предыдущей инстанцией срок заключения с реального на условный. Пиар для незадачливого оппозиционера, в почтовом ящике которого обнаружили наркотики, был обеспечен неплохой, однако политического веса он явно все равно не приобрел.

Акция протеста в Воткинске. Активисты ПАРНАСа. Фото: facebook.com (Руслан Тимуршин)На состоявшемся 17 ноября заседании Верховного суда УР была рассмотрена апелляционная жалоба на вынесенный ранее Октябрьским районным судом Ижевска приговор в отношении Александра Иванова. Активиста ПАРНАСа хотели упрятать за решетку на три года по статье «Покушение на хранение наркотических средств». Защита в лице адвоката Дмитрия Талантова требовала отменить приговор, который при первом же рассмотрении кажется несколько несуразным. Соратники по партии тут же попытались приплести к этой истории политику.

Александр Иванов. Фото: facebook.com (Александр Иванов)Творившееся с делом Иванова Талантов в опубликованной им статье на сайте Адвокатской палаты УР характеризует как правовой беспредел. Действительно, если присмотреться к материалам суда, возникает масса вопросов как к следователям, так и судьям.

«По делу было допрошено несколько свидетелей, из показаний которых становилось понятным, что наркотики, в покушении на хранение которых был осужден бедный Иванов, принадлежали совершенно другому лицу, — пишет Дмитрий Талантов. — В квартире матери подсудимого, на адрес которой поступили почтовые конверты с наркотиками, проживал некто по имени Гасан, который и попросил пожилую женщину об услуге — не будет ли она против, если на ее адрес будут поступать "письма по бизнесу". Именно в этих письмах были найдены наркотики. Иванов с матерью не проживал, снимал другую квартиру».

Собственно, того факта, что Иванов вытащил злополучный конверт из почтового ящика, как раз хватило, чтобы обвинить его в незаконном приобретении наркотиков, позднее прокурор переквалифицировал обвинение в покушение на хранение наркотиков. Откуда полицейские получили оперативную информацию о том, что в этом почтовом ящике оказались наркотики, они толком пояснить в ходе заседаний не смогли либо не захотели. Искать этого Гасана они не стали.

Создается ощущение, что следователи поленились расследовать это дело, а судья Октябрьского суда — в нем разбираться. Нашли наркотики по наводке, подвернулся какой-никакой подозреваемый, а уже состряпать обвинение под него труда не составило. Главное, фантазия и желание показать, что полицейские правы всегда. На самом деле, подобное, увы, ставшее традиционным для российской системы правосудия явление осталось бы совершенно незамеченным, если бы из обвиняемого не решили сделать политически гонимого.

Одиночный пикет перед здание Верховного суда УР. Фото: facebook.com (Руслан Тимуршин)Органы следствия и суд то ли не знали, то ли вдаваться в подробности не стали, что объектом их внимания являлся тогдашний кандидат в депутаты Городской думы Ижевска от партии ПАРНАС. Ну, не «Единая Россия» же, значит, можно действовать свободно, никаких последствий не будет. С выборов в итоге его сняли, заключили под стражу в самый разгар кампании, из-за этого список ПАРНАСа оказался меньше положенного, так что партия не смогла попасть в бюллетени.

Однако из рядового случая правового беспредела решили попытаться развязать скандал. Соратники по партии начали информационную кампанию в Интернете «Свободу Иванову!», упирая на то, что их активист страдает за политическую деятельность и непримиримую позицию по отношению к властям. Хотя люди, знающие Иванова не первый год, утверждают, что в последние годы занимался он исключительно деятельностью предпринимательской, правда, никто толком не может назвать, чем именно он зарабатывает на жизнь. Политикой он и вовсе никогда не увлекался, хотя очень хотел стать депутатом, но вряд ли чтобы решать проблемы простых граждан. Ими он как-то особо никогда не интересовался. Но амбиции были, и для этого Иванов обошел не одно региональное отделение партии перед выборами. Принять его согласились только в ПАРНАСе, где людей и так явно не хватает. В списки кандидатов от партии включили, с тех пор он смог себя гордо называть политиком.

Акция протеста в Воткинске. Фото: facebook.com (Руслан Тимуршин)Этого оказалось достаточным для местных функционеров, чтобы встать под знамена защиты Иванова от рук несправедливой судебной системы и объявить его чуть ли не Навальным местного разлива. Пиарили новоявленного политактивиста и почти политзаключенного интенсивно в «Фейсбуке», устраивали одиночные пикеты, писали письма, пытались привлечь дружественных ПАРНАСу депутатов Госдумы, составили петицию, под которой, правда, подписались всего 377 человек. Освобождение Иванова стало одной из тем митинга, проведенного в минувшие выходные в Воткинске. Увы, общественность так и осталась не в курсе, что же такого полезного совершил за свою жизнь некий Александр Иванов.

Дело Иванова пытались выставить как политический заказ, однако, если разобраться, становится очевидным, что никакого веса в региональной политике ни сам Иванов, ни ПАРНАС так и не приобрели. Снятие их с выборов скорее одолжение для них — им не пришлось тратить большие деньги на кампанию, в которой бы они не смогли набрать и 1% голосов избирателей. Приговором Иванову воспользовались для пиара партии и его самого, но эмоции эта кампания вызывала только у его друзей и соратников. Общественного резонанса получить не удалось. Однако этому случаю правовой несправедливости теперь можно дальше придавать политический окрас и не раз вспоминать его на очередных пикетах и митингах. В тонкости все равно никто всматриваться не будет.