Девять тысяч межмуниципальных, пригородных и дачных рейсов выполняется в Удмуртии еженедельно

Юлия Сунцова

Исследование рынка услуг по перевозке пассажиров по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам в Удмуртии за последний год провели в антимонопольном органе. Сегодня перевозкой пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным и пригородным маршрутам в республике занимаются 36 компаний. Они работают на 121 маршруте. Из этого числа 48 маршрутов — междугородних, 45 — пригородных и 28 — до садово-огородных массивов.

Фото: izhlife.ruВ целом в неделю на территории Удмуртии выполняется 9 000 рейсов. Из них около 2 500 рейсов — на междугородних маршрутах, примерно 4 500 — на пригородных и 2 000 — на дачных. Такие данные приводит УФАС России по Удмуртии по результатам исследования рынка услуг по перевозке пассажиров (и багажа) в период со второго полугодия 2014 года по первое полугодие 2015-го.

Барьерами для входа на рынок услуг по перевозке пассажиров (и багажа) в Удмуртии по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам частные «извозчики» называют значительные капиталовложения; сроки окупаемости капитальных вложений; отсутствие эффективной поддержки отрасли; ограничения в виде законодательных актов, определяющих налоговую политику; ограничения в виде законодательных актов, определяющих экономическую политику; ограничения в предоставлении долгосрочных кредитов; решения органов власти в сфере перевозок; технические стандарты и стандарты качества; емкость товарного рынка с учетом высокой степени насыщенности рынка и имеющегося уровня платежеспособного спроса.

Исследование показало, что в большинстве случаев перевозчики и маршруты внутри района в Удмуртии распределены таким образом, что на каждом маршруте действует один перевозчик, что свидетельствует об отсутствии конкуренции на рынках пролегания конкретных маршрутов.

Количество и соотношение дорог с твердым/грунтовым покрытием свидетельствует о слабом развитии дорожного хозяйства в сельских районах, что создает дополнительные барьеры для входа на рынок новым перевозчикам ввиду значительных затрат на ремонт и эксплуатацию транспортных средств.

Отсутствие регулярных маршрутов между населенными пунктами связано в первую очередь с недостаточным спросом на них. Вместе с тем сеть маршрутов в административных районах устроена таким образом, что позволяет добраться из одного населенного пункта в другой через административный центр.

Наибольшее количество перевозчиков и наибольший пассажиропоток наблюдается на маршруте Ижевск — Воткинск. Услуги по перевозке здесь оказывают пять компаний.