Приехали. Автосалоны Ижевска ожидает невеселая зима — резервы роста продаж исчерпаны

Дмитрий Манылов

Прошлогодняя девальвация рубля вызвала в декабре ажиотажный спрос на потребительские товары, в том числе на автомобили. В этом году авторынок сильно упал, не помогли даже программы господдержки. Похоже, что небольшой всплеск продаж, связанный с инфляционными ожиданиями, в конце лета предопределил застой до конца года. Что происходит в автосалонах Ижевска в преддверии нового декабря?

Фото: первоуральск.рфЦентробанк неделю назад объявил о том, что в этом году будет, как обычно, готовиться к предновогоднему спросу, выпустив в обращение рублевые купюры на сумму 1 трлн рублей. Это при том, что общее количество наличных денег в обращении составило на 1 ноября 7,7 трлн рублей. В прошлом году такой вброс налички совпал с резкой девальвацией из-за падения нефтяных цен. В результате, ожидая роста цен на импорт, люди покупали себе по пять телевизоров.

С автомобилями происходило нечто похожее. Если по итогам всего 2014 года авторынок в России, по данным агентства «Автостат», упал на 8% по сравнению с 2013 годом, то в декабре, наоборот, продажи автомобилей превысили прошлогодний уровень на 9%. В ноябре этого года цена на нефть опять начала активно падать, и мы решили провести автопробег по автосалонам города, чтобы посмотреть, нет ли там уже предвестия ажиотажа.Фото: drivers.in.ua

Не дадут вам купить базовую комплектацию

Подобие предновогодней активности наблюдалось в салоне «Рено», только связано это было не с наплывом покупателей, а с рестайлингом шоу-рума. В центре зала устанавливали большой желтый параллелепипед с вмонтированным монитором и стеклянный стеллаж для моделей исторических автомобилей концерна. По словам менеджера, программа утилизации для салона была серьезным подспорьем — покупатели «выгребли» со складов базовые версии «Логана» и «Сандеро» — на сегодняшний день даже заказ на них невозможен. Есть только предположение, что он может возобновиться в январе. За дорогими моделями и комплектациями никакие очереди не выстраиваются — самое время заняться ремонтом.

Французы закончили перевод всех кредитных сделок в кэптивный, то есть внутрикорпоративный, РН Банк, созданный совместно с группой «Юникредит», которая до этого лидировала в кредитовании «Рено». Кредит на 3 года под 0% уже не удивляет. Это маркетинговая ставка, учитывающая льготу по госпрограмме субсидирования и скидку производителя. Кроме того, не удастся обойтись без автокаско. В качестве страховой компании по этой программе предлагается только «Росгосстрах». На вопрос: «Почему вы навязываете страхование?» — мне ответили, что никто ничего не навязывает — можете кредитоваться в другом банке.

Дайте им заработать

Фото: © «День.org»Автокаско сегодня дело чрезвычайно дорогое, и избежать его при покупке автомобиля в кредит практически невозможно. Агентские комиссии от страховых компаний — один из источников дохода автосалона в ситуации, когда наценки на автомобиль могут не превышать и 5%. Помимо страховщиков, салон получает агентские и от банков, поэтому самым интересным кредитным продуктом, со слов менеджера, может оказаться не тот, который действительно выгоднее для заемщика, а тот, где выше комиссионные.

В салоне «Форд», узнав о том, что я недоволен высокими тарифами по автокаско, предложили компромиссный вариант: я выполняю требование банка по имущественному страхованию, но страховка оформляется только по риску угона и 100%-ного ущерба. Цена такой страховки будет составлять 20–30 тысяч рублей. Хорошая экономия, но, если машина попадет в аварию, будет обидно, полная гибель транспортного средства — случай редчайший.

Еще одна возможность сэкономить появляется, если семья приобретает второй автомобиль. Тогда, если удастся договориться с салоном, первый автомобиль сдается в трейд-ин и тут же выкупается обратно. Комиссия салона в этом случае составит около 20 тысяч рублей. Это может быть выгодно, поскольку льготы по трейд-ин иногда весьма ощутимы.

Запас маркетинговых ходов неисчерпаем. Чего стоят, например, так называемые «задушенные» двигатели, когда для того, чтобы автомобиль вписался в более низкую категорию по шкале транспортного налога, ему искусственно занижают мощность. Экономия при этом может составлять около 5 тысяч рублей в год. Некоторые водители оказываются настолько продвинутыми, что меняют настройки, чтобы возвратить себе «задушенных лошадей». Естественно, это стоит денег, видимо, чуть меньших, чем размер экономии на налоге.

Единственное событие АВТОдекабря

Фото: © «День.org»Единственный салон, где ничего эксклюзивного не предлагали, — «Лада». Там меня просто сразу привели к представителю РусфинансБанка, которая распечатала мне предполагаемые платежи на «Гранту» с автоматической коробкой. Сумма платежа, по моим представлениям, никак не соответствовала «Гранте», и я решил переключиться на «Весту». Старт продаж по ней назначен на 25 ноября. К этой дате в Ижевске появится новый большой шоу-рум, уже в 20 часов накануне начнется презентация 13 машин, на которых с наступлением ночи можно будет уехать. Но никакой информации о цене по-прежнему не озвучивают. Все повторяют анонс цены от Бу Андерссона — от 500 до 600 тысяч рублей.

Прогулявшись по ижевским автосалонам, можно сделать вывод о том, что если и будет какой-то всплеск в декабре, то он никак не сможет компенсировать более чем 40%-ный спад 2015 года. «После короткой передышки в августе и сентябре темп падения рынка в октябре вновь ускорился», — комментирует в своем пресс-релизе председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер.

По его мнению, причина — в резком августовском падении курса рубля, которое привело к увеличению продаж за счет будущих периодов. То есть люди, увидев, что доллар двинулся вверх на 10 рублей за месяц, в очередной раз запаниковали и начали из последних сил запасаться активами. «Именно покупателей, сделавших свой выбор в то время, нам и не хватает, — поясняет Йорг Шрайбер.— К тому же и приостановка правительственной программы по поддержке утилизации и трейд-ин, первоначально начатой в сентябре прошлого года, оказывает негативное влияние на розничные продажи».

Программы могут возобновить и на будущий год, но их возможность повлиять на рост продаж падает. Спасти рынок сможет только повышение доходов потенциальных автомобилистов, а этого пока не предвидится.

 

Не является рекламой. Материал публикуется на некоммерческой основе исключительно в информационных целях.