Прошлогодняя девальвация рубля вызвала в декабре ажиотажный спрос на потребительские товары, в том числе на автомобили. В этом году авторынок сильно упал, не помогли даже программы господдержки. Похоже, что небольшой всплеск продаж, связанный с инфляционными ожиданиями, в конце лета предопределил застой до конца года. Что происходит в автосалонах Ижевска в преддверии нового декабря?
Центробанк неделю назад объявил о том, что в этом году будет, как обычно, готовиться к предновогоднему спросу, выпустив в обращение рублевые купюры на сумму 1 трлн рублей. Это при том, что общее количество наличных денег в обращении составило на 1 ноября 7,7 трлн рублей. В прошлом году такой вброс налички совпал с резкой девальвацией из-за падения нефтяных цен. В результате, ожидая роста цен на импорт, люди покупали себе по пять телевизоров.
С автомобилями происходило нечто похожее. Если по итогам всего 2014 года авторынок в России, по данным агентства «Автостат», упал на 8% по сравнению с 2013 годом, то в декабре, наоборот, продажи автомобилей превысили прошлогодний уровень на 9%. В ноябре этого года цена на нефть опять начала активно падать, и мы решили провести автопробег по автосалонам города, чтобы посмотреть, нет ли там уже предвестия ажиотажа.
Не дадут вам купить базовую комплектацию
Подобие предновогодней активности наблюдалось в салоне «Рено», только связано это было не с наплывом покупателей, а с рестайлингом шоу-рума. В центре зала устанавливали большой желтый параллелепипед с вмонтированным монитором и стеклянный стеллаж для моделей исторических автомобилей концерна. По словам менеджера, программа утилизации для салона была серьезным подспорьем — покупатели «выгребли» со складов базовые версии «Логана» и «Сандеро» — на сегодняшний день даже заказ на них невозможен. Есть только предположение, что он может возобновиться в январе. За дорогими моделями и комплектациями никакие очереди не выстраиваются — самое время заняться ремонтом.
Французы закончили перевод всех кредитных сделок в кэптивный, то есть внутрикорпоративный, РН Банк, созданный совместно с группой «Юникредит», которая до этого лидировала в кредитовании «Рено». Кредит на 3 года под 0% уже не удивляет. Это маркетинговая ставка, учитывающая льготу по госпрограмме субсидирования и скидку производителя. Кроме того, не удастся обойтись без автокаско. В качестве страховой компании по этой программе предлагается только «Росгосстрах». На вопрос: «Почему вы навязываете страхование?» — мне ответили, что никто ничего не навязывает — можете кредитоваться в другом банке.
Дайте им заработать
Автокаско сегодня дело чрезвычайно дорогое, и избежать его при покупке автомобиля в кредит практически невозможно. Агентские комиссии от страховых компаний — один из источников дохода автосалона в ситуации, когда наценки на автомобиль могут не превышать и 5%. Помимо страховщиков, салон получает агентские и от банков, поэтому самым интересным кредитным продуктом, со слов менеджера, может оказаться не тот, который действительно выгоднее для заемщика, а тот, где выше комиссионные.
В салоне «Форд», узнав о том, что я недоволен высокими тарифами по автокаско, предложили компромиссный вариант: я выполняю требование банка по имущественному страхованию, но страховка оформляется только по риску угона и 100%-ного ущерба. Цена такой страховки будет составлять 20–30 тысяч рублей. Хорошая экономия, но, если машина попадет в аварию, будет обидно, полная гибель транспортного средства — случай редчайший.
Еще одна возможность сэкономить появляется, если семья приобретает второй автомобиль. Тогда, если удастся договориться с салоном, первый автомобиль сдается в трейд-ин и тут же выкупается обратно. Комиссия салона в этом случае составит около 20 тысяч рублей. Это может быть выгодно, поскольку льготы по трейд-ин иногда весьма ощутимы.
Запас маркетинговых ходов неисчерпаем. Чего стоят, например, так называемые «задушенные» двигатели, когда для того, чтобы автомобиль вписался в более низкую категорию по шкале транспортного налога, ему искусственно занижают мощность. Экономия при этом может составлять около 5 тысяч рублей в год. Некоторые водители оказываются настолько продвинутыми, что меняют настройки, чтобы возвратить себе «задушенных лошадей». Естественно, это стоит денег, видимо, чуть меньших, чем размер экономии на налоге.
Единственное событие АВТОдекабря
Единственный салон, где ничего эксклюзивного не предлагали, — «Лада». Там меня просто сразу привели к представителю РусфинансБанка, которая распечатала мне предполагаемые платежи на «Гранту» с автоматической коробкой. Сумма платежа, по моим представлениям, никак не соответствовала «Гранте», и я решил переключиться на «Весту». Старт продаж по ней назначен на 25 ноября. К этой дате в Ижевске появится новый большой шоу-рум, уже в 20 часов накануне начнется презентация 13 машин, на которых с наступлением ночи можно будет уехать. Но никакой информации о цене по-прежнему не озвучивают. Все повторяют анонс цены от Бу Андерссона — от 500 до 600 тысяч рублей.
Прогулявшись по ижевским автосалонам, можно сделать вывод о том, что если и будет какой-то всплеск в декабре, то он никак не сможет компенсировать более чем 40%-ный спад 2015 года. «После короткой передышки в августе и сентябре темп падения рынка в октябре вновь ускорился», — комментирует в своем пресс-релизе председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер.
По его мнению, причина — в резком августовском падении курса рубля, которое привело к увеличению продаж за счет будущих периодов. То есть люди, увидев, что доллар двинулся вверх на 10 рублей за месяц, в очередной раз запаниковали и начали из последних сил запасаться активами. «Именно покупателей, сделавших свой выбор в то время, нам и не хватает, — поясняет Йорг Шрайбер.— К тому же и приостановка правительственной программы по поддержке утилизации и трейд-ин, первоначально начатой в сентябре прошлого года, оказывает негативное влияние на розничные продажи».
Программы могут возобновить и на будущий год, но их возможность повлиять на рост продаж падает. Спасти рынок сможет только повышение доходов потенциальных автомобилистов, а этого пока не предвидится.