Октябрь все испортил. Промышленность Удмуртии пошла вниз вслед за потребительским сектором

Дмитрий Манылов

Промышленность Удмуртии практически весь 2015 год держалась в плюсе, пока в октябре нас не догнал общероссийский спад производства. Наихудший результат показывают предприятия, ориентированные на потребительский спрос, строительство и общепит ушли в глубокие минусы. Однако нашлись компании, смягчившие проблему наполнения бюджета. В машиностроении это предприятия оборонки, в нефтянке — «Удмуртнефть», компенсировавшая ростом отчислений тяжелую ситуацию по «Белкамнефти».

Причуды экономической конъюнктуры вращают шестерни экономики вопреки падению спроса. Фото: plus7-db.comЕще недавно, по итогам 9 месяцев 2015 года, сразу несколько высоких чиновников как главное достижение отмечали сохранение индекса промышленного производства в республике на уровне 100,4% вопреки общероссийской тенденции спада в промышленности. Октябрь изменил ситуацию — спад настиг и Удмуртию. Индекс с начала года с учетом октября составил уже 98,6% — это все еще чуть выше, чем в целом по России, но уже снижение.

Спасение в госзаказе

Октябрь показал и разнонаправленные тенденции в промышленности, ориентированной на потребительский спрос, и в оборонке, зависящей от госзаказа. Возьмем оперативные данные за январь — октябрь 2015 года по отраслям. При общем падении производства в Удмуртии в октябре по отношению к сентябрю на 1,5% выпуск машин и оборудования демонстрирует увеличение — 7,3%, а в целом по итогам 10 месяцев рост по сравнению с прошлым годом более чем на 54%.

Александр Соловьев на "Куполе". Фото пресс-службы предприятияАвтопроизводство — недавний драйвер роста экономики Удмуртии — вслед за проблемами в потребительском секторе показало в октябре тревожную тенденцию: индекс к прошлому месяцу всего 85%. Совершенно очевидно, что это не связано с низкой конкурентоспособностью, — Ижевский автозавод запустил действительно современную модель «Веста», она вполне может занять часть рынка иномарок, но спрос останавливается у всех, и вот уже предприятие снижает планы на 2015 год со 106 до 75 тысяч автомобилей.

Если бы не рост на оборонных предприятиях, компенсирующий спад по другим направлениям, бюджету Удмуртии было бы совсем плохо. Безусловным лидером среди предприятий оборонного комплекса Удмуртии стал ИЭМЗ «Купол», увеличивший с начала года объем отгруженной продукции в 4,5 раза по сравнению с прошлым годом. Существенно выросли и отчисления по налогу на прибыль, основная часть которых поступает в бюджет Удмуртии. Во многом благодаря «Куполу» сегодня укрепляется положение России на международном рынке средств противовоздушной обороны по категории зенитно-ракетных комплексов. Согласно годовому отчету предприятия в 2014 году доля нашей страны на этом рынке увеличилась с 16,5 до 22,6%, соответственно доля США пошла вниз с 68 до 63,7%.Дмитрий Рогозин - самый главный по госзаказу в оборонке. Фото: politikus.ru

В секторах, не связанных с госзаказом, ситуация противоположная. Удмуртстат опубликовал недавно информацию о прибыльности по отраслям. Прибыль в торговле за 9 месяцев упала почти на 19%, в глубокий минус ушли общепит и гостиничный бизнес. Отрицательный результат по итогам трех кварталов показало и строительство. Причем убытки строительных организаций во многом связаны с неплатежами со стороны бюджета УР.

Как рассказала на недавней пресс-конференции вице-спикер Госсовета Софья Широбокова, основную часть кредиторской задолженности прошлых лет перед строителями Удмуртии бюджет погасит до конца года, но в будущий год бюджет все равно перейдет с долгом около 1 млрд рублей, в основном по объектам 2015 года. Если по индексу в промышленности Удмуртия превосходит российские показатели, то по строительству падение в республике составляет около 15% при среднероссийском спаде — 8-9%.

Разброд в большой десятке

Софья Широбокова констатировала кардинальные изменения в составе десятки крупнейших налогоплательщиков Удмуртии. Правда, первое место по-прежнему осталось за «Удмуртнефтью». «В буквальном смысле низкий им поклон, — отметила Софья Широбокова, — в этом году у них не было возвратов и каких-то других неприятных сюрпризов». Под возвратами и неприятными сюрпризами, вероятно, имелась в виду прежде всего ситуация с «Белкамнефтью», по которой в текущем году пришлось возвращать излишние авансы.

Пресс-служба «Белкамнефти» подтвердила, что никаких изменений, связанных с налоговым учетом, в 2015 году на предприятии не было. Получается, что снижение платежей в бюджет Удмуртии связано с финансовыми показателями. Падение нефтяных цен серьезно отразилось на структуре баланса предприятия. По итогам 2014 года размер чистых активов снизился более чем на 8 млрд рублей до ничтожно малой по масштабам предприятия величины 25,6 млн рублей. По итогам года предприятие отразило в расходах курсовые разницы в сумме более 9 млрд рублей. В результате убыток до налогообложения почти 10 млрд рублей.

Фото: udmurtneft.ruВ середине мая глава Удмуртии Александр Соловьев подписал указ о создании Совета по координации деятельности по укреплению доходной базы консолидированного бюджета УР. На первое заседание этого совета был приглашен генеральный директор ПАО «Белкамнефть» Юрий Федоров. Он пообещал, что при сохранении текущих макроэкономических показателей до конца 2015 года предприятие будет ежемесячно перечислять в бюджет Удмуртии по налогу на прибыль около 300 млн рублей, всего по году перечисления должны были составить 2,7 млрд рублей.

16 ноября на сайте компании появилась информация о том, что все налоговые перечисления группы компаний «Белкамнефть» в республиканский бюджет составили 1,2 млрд рублей. То есть очевидно, что озвученные в начале лета планы выполнить не удастся.

В свое время председатель правительства УР Виктор Савельев по итогам переговоров с менеджментом НК «Нефтиса», в состав которой входит «Белкамнефть», называл цифру 2 млн рублей и заявлял, что с руководством компании достигнуто полное взаимопонимание. Причем премьер отмечал тогда, что по «Удмуртнефти» и по малым нефтяным компаниям таких проблем пока нет. Это при том, что согласно последнему квартальному отчету «Удмуртнефти» их выручка по сравнению с прошлым годом снизилась с 87 до 81,6 млрд рублей. Уменьшилась и валовая прибыль — на 10 млрд рублей. Однако предприятие нашло возможности компенсировать эти факторы, например, за счет сокращения коммерческих расходов, в результате текущий налог на прибыль существенно увеличился и достиг 4,33 млрд рублей. В такой ситуации «низкий поклон» Софьи Широбоковой в адрес «Удмуртнефти» вполне обоснован.