В кинотеатре «Ижсталь» прошел премьерный показ двух короткометражных фильмов молодого режиссера из Удмуртии Егора Куприянова. Ленты «Русские девушки не сдаются!» и «Который год лежу я здесь, на рубеже…» режиссер объединил в проект «Великая Победа». На взгляд обозревателя «ДЕНЬ.org», это объединение только усилило контраст между двумя «короткими метрами».
Эпитафия для двух снайперов
Первая лента скорее напоминает видеоклип, в котором любители исторических реконструкций «играют в Великую Отечественную войну» со всеми клиповыми условными сигналами, клише, «отпечатками» собственных ассоциаций, большим пафосом и малым бюджетом.
Этого бюджета хватило для иллюстрации одного из эпизодов реальных фронтовых событий 14 августа 1942 года, когда две девушки со снайперскими винтовками попали в окружение, но не сдались, подорвав себя гранатой.
Увиденное можно назвать эпитафией для двух девчат, но вряд ли можно назвать кино…
Обретение остроты
Вторая лента, как будто на нарочитом контрасте с первой, показывает значительную разницу между режиссерским start-up Егора Куприянова и его эволюцией в киноискусстве и постепенным обретением мастерства.
Наверное, пока это тоже еще не совсем кино. Может быть, его прототип, видеоролик, «телеспектакль», но с первых кадров все сделано уже намного крепче и сильней.
Прежде всего, ленту «Который год лежу я здесь, на рубеже…» питает той самой силой актерская работа Егора Куприянова. Казалось бы, с экрана он «просто» читает стихотворение Юрия Аруцева о солдате, погибшем в своем первом бою.
Однако актер читает это стихотворение так, что одушевляет любительские, в общем-то, строчки ярославского учителя, художника, историка, а в прошлом дипломированного врача пронзительной искренней остротой.
Эта острота помогает сейчас и обязательно поможет в будущем. Самому Егору Куприянову — пробиться в режиссуру, а его второму по счету «короткому метру» — пробить короткий путь к зрителям, особенно к молодым. К слову, важно, что премьера собрала в зале в основном молодежь.
Поиск себя и сильной идеи
Для дебюта в кино Егор Куприянов выбрал беспроигрышную тему — военный контекст на фоне юбилея Победы. При этом в конъюнктурности режиссера не обвинишь. «Который год лежу я здесь, на рубеже…» он посвятил брату своей бабушки Евгению Егорову, павшему, как и «неизвестный» боец Юрия Аруцева, при боевом крещении.
— Да, я снимал эти фильмы специально к юбилею Победы, но военная тематика всегда задевала меня, — говорит режиссер, сценарист и актер в небольшом интервью «ДЕНЬ.org». — Думаю, что сильная идея способна на безвозмездной основе собрать людей для того, чтобы снимать хорошее кино.
— А вы знаете, как снимать хорошее кино?
— Сейчас я пробую и ищу себя.