Проснулись. Удастся ли победить теневой алкогольный рынок в Удмуртии?

Дмитрий Манылов

Резкое снижение налоговых поступлений от ликеро-водочных заводов заставило чиновников Удмуртии всерьез задуматься о проблемах алкогольного рынка. Аналогичная ситуация по всей России: с падением доходов населения легальный рынок алкоголя начал стремительно таять, потребление ушло в тень, участились сообщения о смертельных отравлениях подпольной алкогольной продукцией.

Фото: today.29ru.netАлкогольный рынок вошел в полосу активной трансформации. Недавно прозвучали сообщения о намерении «Росспиртпрома» отказаться от непрофильных активов, а производство спирта, напротив, взять под свой полный контроль. Набирает остроту реакция на объявление о расширении сферы действия автоматизированной системы контроля за оборотом алкоголя (ЕГАИС) с 1 января 2016 года. В соседстве с информацией о системе дорожного сбора «Платон» ропот со стороны продавцов алкогольной продукции наводит на мысль о том, что наши власти решили до нового года вскрыть все заложенные ранее мины, которые могут вызвать массовые возмущения.

Комплексная позиция власти по вопросам регулирования рынка алкоголя отражена в утвержденной 26 ноября правительством РФ «дорожной карте» по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на данном рынке. Любопытно, что документ появился фактически к началу декабря, а существенная часть мероприятий «дорожной карты» датирована IV кварталом 2015 года. Поздно спохватились, но острота проблемы не позволила вести работу с обычной бюрократической обстоятельностью.

Меры предлагаются довольно радикальные: лицензирование производства и оборота пивных и солодовых напитков со II квартала 2016 года; внедрение системы учета спиртосодержащих лекарственных средств; усиление уголовной и административной ответственности за незаконную продажу и хранение алкоголя, легализацию незаконно произведенной алкогольной продукции, за поддельные акцизные марки; внедрение лицензирования винодельческих крестьянских хозяйств; совершенствование регулирования оборота алкоголя в общепите.

Доходы ушли криминалу

Заседание комиссии по незаконному обороту промышленной продукции. Фото: пресс-служба администрации главы и правительства УР.Коммерческий директор Сарапульского ликеро-водочного завода Владимир Ефременко рассказал «ДЕНЬ.org», что в Удмуртии, как и в целом по России, доля нелегального оборота алкоголя достигает 30%. Тенденция сужения легального рынка возникла довольно давно, но долгое время власти республики не обращали на это серьезного внимания.

За голову схватились тогда, когда начались серьезные бюджетные потери. Вице-спикер Госсовета Удмуртии Софья Широбокова озвучила информацию о том, что по алкогольным акцизам бюджет Удмуртии недосчитался за 9 месяцев 2015 года до 200 млн рублей. На заседании комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в УР глава Минпромторга Удмуртии Владимир Разумков сообщил о снижении производства легального крепкого алкоголя в республике за последние два года на 30%. Это как раз соответствует оценочной доле нелегального оборота. Причиной снижения Владимир Разумков назвал широкое распространение спиртосодержащей продукции парфюмерно-косметического и бытового назначения в ларьках и киосках.

Фото: alcopro.ruВ сентябре Александр Соловьев на заседании федеральной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции озвучивал предложения Удмуртии. Среди них — лицензирование розничной продажи пива и пивных напитков, продажа лекарственных препаратов, содержащих этиловый спирт, только по рецепту врача, усиление ответственности за незаконную реализацию алкоголя.

Владимир Ефременко рассказал, что был на одном из заседаний удмуртской комиссии, на котором вырабатывались эти предложения, — там звучали весьма радикальные вещи: ограничить продажу алкоголя временем с 10 до 20 часов. Это предложение даже вносилось на обсуждение Госсовета УР. По мнению Ефременко, такая мера, наоборот, будет способствовать дальнейшему росту нелегального рынка.

Он также отметил, что, широко обсуждая проблему спиртосодержащих лекарственных препаратов, мало внимания уделяется «черному» рынку, — у нас много нелегального продукта, а наказание за его распространение явно недостаточное.

Смертельно опасный контрафакт

Известны случаи, когда преступники, задержанные за сбыт пятилитровой бутыли с контрафактной бормотухой, отделывались двумя тысячами рублей штрафа. Это пойло действительно убивает: в Удмуртии за 9 месяцев этого года зафиксировано 513 отравлений спиртосодержащей продукцией, 149 из них закончились печально.

Фото: slvz.ruНа недавней пресс-конференции в МВД по УР заместитель начальника отдела организации применения административного законодательства Андрей Быков сообщил, что в некоторых торговых организациях нарушения при продаже алкоголя выявлялись более десяти раз. Материалы по таким фактам полицейскими направляются в органы муниципальной власти для принятия решений о расторжении договоров на аренду помещений. Очевидно, что эти меры недостаточны: может быть, после первого нарушения и стоит дать предпринимателю возможность исправиться, но выявлять их несколько раз и только после этого расторгать аренду — это совершенно необъяснимый либерализм. В этом случае даже отзыва лицензии мало, хотелось бы видеть дисквалификацию в отношении предпринимателей, которые не понимают с десятого раза.

ЕГАИС — возмутитель спокойствия

Желательно, чтобы правительство действовало срочно, комплексно и жестко. И распространение сферы применения ЕГАИС не только на оптовых, но и на розничных продавцов совершенно оправданно. На Сарапульском и Глазовском ликеро-водочных заводах нам рассказали, что их основные оптовые партнеры, как и крупные торговые сети, уже давно подключены к системе и проблем не испытывают. Пострадать, как всегда, может малый бизнес — процентов семьдесят розничных предприятий еще не приступали к установке системы.

Схема работы ЕГАИС в рознице (с сайтаegais2016.ru) Заместитель руководителя «Росалкогольрегулирования» Алексей Кружалин, отвечая на претензии розницы по поводу введения для них ЕГАИС с начала следующего года, сказал, что логика властей была такова, чтобы предприниматели могли спокойно закупить алкоголь к новогодним праздникам и в первой половине января, когда поставок практически нет, сделать все необходимое для регистрации в системе. Приемка алкоголя через ЕГАИС должна проводиться розницей с 1 января, а требование по установке системы на кассы вводится с 1 июля 2016 года.

В этом смысле все логично — администрировать наши чиновники худо-бедно научились. Никто не знает, что делать с неизбежным высвобождением части малого бизнеса из-за новых мер по лицензированию и вообще из-за нашествия крупных сетей. А как быть с падением платежеспособного спроса, из-за которого и растет потребление дешевого и опасного контрафакта, власти не представляют.

Правильную политику, по мнению представителей алкогольной отрасли, проводили в Татарстане и Башкирии, стимулируя потребление качественной местной продукции. В Удмуртии были попытки обсуждения этой темы: вице-спикер Госсовета УР Софья Широбокова предлагала разговаривать с сетями, например, чтобы шире распространить практику специальной маркировки «покупай удмуртское» и на качественный алкоголь.

Представители отрасли отмечают, что дальше слов в Удмуртии дело не идет, а теперь, когда отдельным пунктом федеральной «дорожной карты» зафиксированы меры по пресечению регионального протекционизма, вряд ли кто-то из наших чиновников будет всерьез продвигать этот вопрос.