Многоэтажная ошибка. Отрицательный опыт Ижевска в реализации концессий достоин глубокого изучения

Дмитрий Манылов

Удмуртия, имея один успешно реализуемый крупный проект государственно-частного партнерства, второй год оказывается в лидерах по этому направлению. О том, что в большинстве регионов и муниципалитетов дела еще хуже, можно судить по опыту Ижевска: в декабре 2015 года, согласно концессионному соглашению с ООО «Квартал», город должен получить девятиэтажный паркинг. По всей видимости, он его не получит, а более 75 тысяч квадратных метров земли в Ижевске могут «зависнуть» в необустроенном состоянии.

Добро пожаловать на 49 лет. Фото: © «День.org»Удмуртия закрепила свои лидирующие позиции в продвижении проектов частно-государственного партнерства, войдя в тройку лучших регионов в номинации «ГЧП-прорыв года» премии в сфере инфраструктуры «РОСИНФА 2015». В прошлом году проект  строительства и платной эксплуатации мостов через Каму и Буй у Камбарки уже становился лауреатом этой премии в номинации «Лучший инфраструктурный проект в сфере транспорта». До сих пор он остается самым крупным и единственным проектом, у которого реально видны очертания финала. Видимо, в других регионах дела обстоят еще хуже.

Одна из главных проблем — получение финансирования на приемлемых условиях. Вторая проблема — в обкатке технологий государственно-частного партнерства. Слишком много у нас в этой сфере перекосов. Например, нашумевшая история о признании Арбитражным судом УР незаконной концессии по установке на дорогах Ижевска автоматических систем фотовидеофиксации. Такая ситуация, вероятно, предвиделась на федеральном уровне, поскольку в стратегии развития ГЧП в России до 2020 года прямо говорится о том, что многие проекты, реализуемые в ближайшие 1-2 года, будут в состоянии фактического дефолта, их реструктуризация заложит основу для оценки рисков и финансовой эффективности проектов.

Так что Удмуртии еще повезло, что проект с мостами у Камбарки, кажется, уже прошел точку невозврата и точно будет реализован. Если бы не участие банка ВТБ и Инвестиционного фонда РФ, его судьба была бы иной, но ресурсы этих институтов развития, как известно, ограничены.

Даже следов не нашли

Такие же, только еще выше, предполагалось построить в Ижевске. Фото: nasimjv.uzИстория развития муниципально-частного партнерства в Ижевске складывается гораздо хуже. На официальном сайте городской администрации открыт специальный раздел на эту тему. Сообщается, что в городе реализуется первый проект, предусматривающий на принципах муниципально-частного партнерства строительство сети надземных многоуровневых парковок для автотранспорта. Там же выложены все основные документы по проекту. Концессионное соглашение с ООО «Квартал» на строительство этих парковок подписано 26 декабря 2013 года.

Соглашение предусматривает, что концессионер, то есть ООО «Квартал», за свой счет построит в Ижевске на восьми земельных участках паркинги от трех до девяти этажей. Участки город предоставляет концессионеру в аренду на 49 лет, их общая площадь более 75 тысяч квадратных метров. Соглашением устанавливается и предельная цена одного машино-места в будущем паркинге — 1 110 рублей в месяц. Проектная документация, в соответствии с соглашением, должна была быть подготовлена к 26 декабря 2014 года, а к 26 декабря этого года, согласно плану-графику реализации концессии, на участке по адресу: ул. Промышленная, 8 должен появиться девятиэтажный паркинг с эксплуатируемой кровлей.

Парковка в ижевском стиле. Фото: izh2.ruВизуальный осмотр, опрос и телефонный обзвон компаний по этому адресу, большинство которых имеют отношение к Ижевскому механическому заводу, позволяет сделать вывод о том, что никакого строительства здесь нет. Зато есть платная автостоянка, расположившаяся возле  механического завода со стороны трамвайного кольца. Сторож о многоэтажном паркинге ничего не слышал. Более того, по его словам, здесь такое скопление подземных коммуникаций, что никакого строительства просто быть не может. Администратор стоянки рассказала, что есть свободные парковочные места за 800 рублей в месяц, а по поводу паркинга ответила так: «Много чего хотели строить, сейчас кризис — какие паркинги?!»

Действительно, для одного инвестора вложить деньги одновременно в девять крупных объектов весьма проблематично. Последний паркинг, согласно концессионному соглашению, должен быть построен к сентябрю 2019 года. Логично было бы попробовать заключить на каждый объект отдельную концессию с отдельным инвестором — это снизило бы риски срыва контракта и ускорило ввод объектов. А на такой крупный объект и инвестора найти значительно сложнее.

«Инком-Инвест» слушает

Кстати, об инвесторе. В конкурсе на размещение концессии, помимо победителя ООО «Квартал», участвовала еще известная в Ижевске инвестиционная компания ООО «Инком-Инвест». В Интернете удалось найти телефон «Квартала», позвонив по нему, я услышал приятный женский голос: «"Инком-Инвест" слушает». Специалист, отвечающий за концессию по паркингам, Любовь Елакова, как мне сказали, работает в службе маркетинга «Инком-Инвеста». Дозвониться до нее так и не удалось: она все время занята и по оставленному мной номеру тоже не перезвонила.

Думаю, что Дмитрий Космин (на фото справа) согласится, что городу нужны и парки, и парковки, и чтобы одно другому не мешало. Фото: svoboda.orgНа основании всего изложенного, думаю, можно предположить, что не только первый паркинг, но и последующие не будут построены в срок, а крупные земельные участки останутся в «замороженном» состоянии, по крайней мере, до конца 2019 года. В начале 2013-го Денис Агашин, работавший тогда главой администрации Ижевска, выступал с идеей перехода всех частных парковок в городскую собственность. Контролировать их должно было муниципальное предприятие. Эта мера, по его словам, снизила бы стоимость парковки на 30–40%.

Вероятно, потом в администрации вспомнили о новой форме муниципально-частного партнерства и решили пойти по концессионному пути. Результат налицо — появление многоэтажных паркингов отсрочено в Ижевске как минимум лет на пять. На сайте администрации города выложен акт о результатах контроля над исполнением обязательств по соблюдению сроков разработки и согласования проектной документации. В акте сказано, что согласно градостроительным планам в границах земельных участков расположены инженерные сети и коммуникации, требующие переноса для выполнения условий концессионного соглашения. Кроме того, имеются инженерные сети и коммуникации, балансодержатели которых не установлены.

Вывод комиссии: в связи с указанными обстоятельствами проектирование многоуровневых стоянок не завершено. Отлично — ситуация заведена в классический тупик. Видимо, считается нормой объявление конкурса на предоставление в концессию земельных участков, о которых администрации города ничего не известно. По крайней мере, не было известно о коммуникациях, требующих переноса. А вот сторож парковки о них знает — он только посмеивается в усы по поводу этих паркингов.

При этом концессионное соглашение предписывает ООО «Квартал» на срок создания объекта оборудовать временные места для стоянки автомобилей, которые ранее размещались там согласно старым договорам аренды. Вот это условие выполняется: машины как стояли на своих местах, так и стоят, только арендатор земли под ними поменялся, и возможно, что на 49 лет.