Не по-купечески. Обитатели особняка в Сарапуле мечтают обменять свое жилище на новые квартиры

Владислав Мымрин

Живут как купцы — такого об обитателях старинного особняка в центре Сарапула не скажешь. Сгнившие полы, стены, покрытые плесенью и трещинами, болото в подвале вот уже много лет обычное явление для жильцов дома на Первомайской. Несмотря на это, аварийным здание чиновники признавать отказываются.

Фото ©День.orgСтаринные строения, когда-то принадлежавшие купцам, — главная достопримечательность Сарапула, города на юго-востоке Удмуртии. Правда, вместо того, чтобы подвергнуться реставрации и стать историческими памятниками, они до сих пор являются чьим-то жилищем.

Клавдию Афанасьевну поселили в один из таких домов на улице Первомайской еще 40 лет назад. Уже тогда он имел крайне обветшалый вид и начинал потихоньку разваливаться. Там она прожила почти всю жизнь, вышла замуж, родила двоих сыновей, с одним из которых они живут в этом доме по сей день.

Фото ©День.org«Когда я заселилась в этот дом, думала, что задержусь тут ненадолго. Мне говорили, что пока поживу здесь, а потом выдадут нормальную квартиру. Сорок лет уже жду нового жилья. За это время здесь даже капитального ремонта не делали», — рассказывает женщина.

Действительно, когда заходишь в дом, стараешься ступать осторожно. В подвале все давно сгнило: и дерево, и сам фундамент. В подполье всегда вода. Весной, говорит Клавдия Афанасьевна, весь растаявший снег течет прямо под их жилье. Туда же направляются ручьи после дождя. Из-за подпольного водохранилища людям приходится ходить буквально по одним гнилым доскам.

Из-за того что нижняя часть дома сгнила, в помещении стоит стойкий запах плесени. Видна там и сама виновница зловоний — от повышенной влажности позеленели обои и пол, кроме того, из всех возможных мест валится растрескавшаяся штукатурка. Трещины в стенах пропускают холод, поэтому десять градусов тепла — это еще высокая для холодного времени года температура в доме. Сгнившее строение уже не спасет никакой ремонт. Единственное решение проблемы — съезжать.

Фото ©День.orgПервый раз в администрацию города с просьбой о помощи обращался еще супруг пенсионерки. С того момента прошло уже пять лет, но результата нет до сих пор. Однако говорить, что сотрудники отдела управления ЖКХ ничего не делали, было бы неправильно. Работники ведомства отмечают, что 32-й дом на улице Первомайской действительно есть в списке проблемных, правда, не весь — аварийной признана лишь одна квартира в доме. Само же строение в список ветхого и аварийного жилья так и не попало.

«Мы о них знаем и помним, но сейчас не можем ничем помочь, потому что достаточным основанием для расселения является лишь признание непригодным для проживания целого дома, а не одной квартиры», — пояснила начальник отдела по жилищным вопросам населения администрации Сарапула Вера Валиева.

Фото ©День.orgСама Клавдия Афанасьевна рассказывала, что к ним на самом деле приходила специальная комиссия, которая проверяла, пригодно ли для использования их жилище. Оказалось — нет.

Впрочем, в администрации несколько лет назад предлагали им комнату в общежитии. Но они отказались. «Во-первых, тогда в квартире жили я, муж, сын и внучка — жить вчетвером в маленькой комнатке было бы очень несладко. Во-вторых, это общежитие само было в жутком состоянии», — говорит пенсионерка, добавляя, что комнату ей должны были дать якобы на некоторое время, до момента переселения в нормальное жилье, точно так же, как когда-то дали ветхий дом, в котором это самое «временно» длится уже четыре десятилетия. Пока о предоставлении постоянного нормального жилья никто не заговаривал, да оно и не предусмотрено, раз дома нет в списке аварийных. Как известно, сейчас реализуется программа по переселению жильцов из таких домов, но касается она лишь тех строений, которые признаны аварийными до 1 января 2012 года. Несколько домов на этой же улице Первомайской в программу попали, и их бывшие обитатели стали обладателями новых благоустроенных квартир.

Когда черед дойдет до семейства Клавдии Афанасьевны из 32-го дома, сказать сложно. Пожалуй, чиновникам снова стоит наведаться к ней и все же внести дом в список под расселение, чтобы хоть на старости лет ей пожить в человеческих условиях, которых, увы, не осталось в купеческом особняке.

Для справки:

По данным пресс-службы главы и правительства Удмуртии, в рамках региональной программы по переселению из аварийного жилья планируется расселение 694 многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года. В настоящий момент заканчивается переселение граждан в рамках этапа 2014-2015 гг. Общая стоимость мероприятий — 775,7 млн рублей, из них 382,2 млн рублей — средства, поступившие из Фонда содействия реформированию ЖКХ. На этом этапе расселяется 194 дома, переселяется 2 057 человек. В 2016 году стартует следующий этап расселения — 2015-2016 гг. До конца следующего года в Удмуртии предстоит переселить из 185 аварийных домов 2 225 человек. На реализацию этого этапа в республику из Фонда содействия реформированию ЖКХ уже поступило 251,3 млн рублей.

 

[ФОТОАЛЬБОМ]