Политэкономия. Волков и Соловьев заочно подискутировали о пределах дефицита бюджета Удмуртии

Михаил Красильников

Своего рода заочная дискуссия прошла на днях между бывшим и нынешним руководителями Удмуртии относительно бюджетной политики республики на 2016 год. Тратить по максимуму или экономить и эффективнее использовать имеющиеся средства — в этом вопросе мнения Александра Волкова и Александра Соловьева не совпадают. Госсовет УР накануне окончательно утвердил бюджет региона.

Александр Волков и Александр Соловьев на одной из предыдущих сессий Госсовета Удмуртии. Фото ©День.orgНа протяжении уже многих лет в Удмуртии принимают главный финансовый документ на предстоящий период с превышением расходов над доходами. Согласно Бюджетному кодексу РФ регионам позволительно доводить уровень дефицита до 15% от величины собственных доходов. В бюджете-2016 этот параметр установлен в пределах 9,4%.

Между тем некоторые политики с подобным сдерживанием роста расходов не согласны. На сессиях Госсовета Удмуртии от отдельных депутатов звучало предложение взять больше кредитов и вложить их в развитие промышленности, тем самым увеличить и сейчас достаточно крупный госдолг Удмуртской Республики. Критика проекта бюджета на предыдущем заседании Госсовета УР вынудила достаточно эмоционально отреагировать на нее главу региона Александра Соловьева. «Дорогие мои, о чем мы с вами думали три года назад, когда принимали бюджет 2013 года и зарабатывали себе кредиторку?!» — обратился он к депутатам, напомнив, что большой объем госдолга республика заработала до 2014 года. И рост был, естественно, за счет значительного превышения объемов расходов над доходами, дефицит средств покрывался банковскими кредитами и выпуском гособлигаций.

Александр Волков на сессии Госсовета УР 24 ноября. Фото ©День.orgПозицию действующего правительства Удмуртии относительно удержания дефицита бюджета в пределах 10% на днях решил прокомментировать экс-президент УР, а ныне сенатор Александр Волков. Выбрал для этого он не совсем обычный ресурс — «Вестник Кавказа».

«Я более 13 лет отработал президентом Удмуртии, — начал Волков. — Мы всегда принимали бюджет с максимально разрешенным дефицитом. Этот 15-процентный дефицит заставлял всех работать. Что мне не нравится сегодня? Как откроешь прессу или включишь телевизор — всюду одни призывы экономить, затянуть пояса, экономить, экономить, этим урезать, этим не дать. А почему экономить? Не лучше ли зарабатывать? Почему нигде нет тезиса, что надо зарабатывать? Надо зарабатывать в промышленности, в сельском хозяйстве, в малом, среднем бизнесе. Не просто поддержать, а зарабатывать, называя конкретные цифры, конкретные объемы. Надо не тратить меньше, а зарабатывать больше. Ну сократили бюджет на 10% — меньше тратим, меньше строим школ, детских садов, спортивных объектов. Завтра еще будет меньше».

За красивыми фразами вроде «надо зарабатывать», «не надо экономить» Александр Александрович не решается на конкретику. Он не исправляет журналиста, спрашивающего о том, почему дефицит бюджета хотят утвердить на уровне 7,7%, хотя такая цифра вообще не упоминалась ни разу. В первоначальном проекте бюджета дефицит должен был быть около 9,6%. Не поясняет Волков и то, что предел в 10% установлен соглашением республики с Минфином России, по которому федерация предоставляет бюджетные кредиты по ставке 0,1% на покрытие ранее взятых кредитов в банках. Такое замещение позволяет сократить расходы казны на обслуживание госдолга. Безусловно, обо всем этом Александр Александрович хорошо знает.

Действительно, в последние годы правления Александра Волкова бюджет принимался с предельно допустимым дефицитом. В итоге к окончанию его полномочий госдолг Удмуртии достиг 28,8 млрд рублей. В этом объеме недорогие бюджетные кредиты составляли лишь 19%, остальная сумма — банковские кредиты и гособлигации. Платежи по многим из них пришлись как раз на 2014 год, когда руководить регионом начал Александр Соловьев. Чтобы покрыть старые кредиты при недостатке собственных средств, республике пришлось влезать в новые долги. В итоге к концу 2014 года объем финансовых обязательств Удмуртии перед федеральным бюджетом, банками и держателями облигаций достиг 37,9 млрд рублей.

Министр финансов УР Станислав Евдокимов. Фото ©День.orgНе стать банкротом региону помогла наметившаяся на федеральном уровне политика по сдерживанию долгов субъектов РФ. Республика получила уже несколько бюджетных кредитов.

Из ответа Волкова следует, что не экономить и зарабатывать нужно, по-видимому, строительством школ и детских садов. Да, дело нужное, и вроде как в бюджете средства под это все же предусмотрены, но дополнительных вливаний в бюджет это явно не даст.

Накануне Госсовет Удмуртии принял во втором, окончательном чтении бюджет республики на 2016 год. Доходы, согласно документу, составят 55 млрд 199 млн рублей, расходы — 59 млрд 606 млн рублей. Дефицит бюджета — 4 млрд 406,7 млн рублей или 9,4%.

Фото: пресс-служба главы и правительства УР«Бюджет принят. Он тщательно был проработан и в правительстве, и в комиссиях Госсовета, — прокомментировал итог Александр Соловьев. — Мы увеличили финансовые поступления в отрасли сельского хозяйства и здравоохранения. В частности, выделили дополнительные 120 млн рублей Министерству сельского хозяйства на реализацию проекта по выходу к 2020 году на производство молока в 1 миллион тонн. Что касается социальной сферы, на неё будет направлено 1 млрд 400 млн рублей. Дорожный фонд будет не меньше, чем в 2015 году. Даже есть тенденции к его увеличению».

Он отметил, что бюджет будущего года будет напряжённым. Но при поступлении дополнительных доходов они обязательно будут направлены на развитие агропромышленного комплекса, жилищное строительство, ввод и ремонт социальных объектов, решение вопроса по обеспечению жильём детей-сирот, переселение граждан из ветхого аварийного жилья, поддержку молодых семей.

На просьбу «ДЕНЬ.org» прокомментировать слова Волкова глава региона ответил: «Дефицит бюджета — не более 10%. Это наше соглашение с Минфином России, и мы будем придерживаться этих договорённостей. Зарабатывать, да, конечно, надо. Сказать слова такие — это не проблема. Есть правительство, есть глава, есть депутаты — вот мы вместе и будем делать всё, чтобы привлекать в республику дополнительные финансовые средства».

К слову, самого Волкова на этой сессии не было. На том же заседании Госсовета во втором чтении был принят и закон «О Главе УР», который лишает бывших и действующих руководителей региона большинства льгот и привилегий. Может, призыв не экономить касался и этого вопроса?

 

Расходы бюджета Удмуртской Республики на 2016 год в разрезе государственных программ:

№ п/п

Название программы

Запланированные расходы с учетом поправок

(в тыс. руб.)

1.       

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие здравоохранения»

10 336 321,4

2.       

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие образования» на 2013–2020 годы

17 217 632,3

3.       

Государственная программа Удмуртской Республики «Культура Удмуртии»

766 533,2

4.       

Государственная программа Удмуртской Республики «Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений в 2013–2020 годах»

64 273,5

5.       

Государственная программа Удмуртской Республики «Окружающая среда и природные ресурсы»

197 176,9

6.       

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие архивного дела»

114 137,5

7.       

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие системы государственной регистрации актов гражданского состояния в Удмуртской Республике»

82 084,6

8.       

Государственная программа Удмуртской Республики «Создание условий для устойчивого экономического развития Удмуртской Республики»

260 906,6

9.       

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности»

110 089,8

10.  

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие лесного хозяйства»

271 832,3

11.  

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»

3 323 708,6

12.  

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие потребительского рынка»

233 536,4

13.  

Государственная программа Удмуртской Республики «Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике»

77 610,1

14.  

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие транспортной системы Удмуртской Республики»

4 596 521,8

15.  

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие информационного общества в Удмуртской Республике»

157 325,5

16.  

Государственная программа Удмуртской Республики «Управление государственным имуществом»

53 968,6

17.  

Государственная программа Удмуртской Республики «Управление государственными финансами»

7 912 774,9

18.  

Государственная программа Удмуртской Республики «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Удмуртской Республики»

533 071,2

19.  

Государственная программа Удмуртской Республики «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Удмуртской Республике» на 2015–2020 годы»

31 918,9

20.  

Государственная программа Удмуртской Республики «Совершенствование системы государственного управления в Удмуртской Республике»

7 608,6

21.  

Государственная программа Удмуртской Республики «Социальная поддержка граждан»

7 133 943,4

22.  

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие физической культуры, спорта и молодёжной политики»

761 246,9

23.  

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики»

792 206,0

24.  

Государственная программа Удмуртской Республики «Комплексное развитие жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики»

1 690 723,9

25.  

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие печати и массовых коммуникаций»

231 032,1

26.  

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие строительной отрасли и регулирование градостроительной деятельности в Удмуртской Республике»

1 394 233,6