Первый и последний. Где искать свои деньги пенсионерам лишенного лицензии ижевского НПФ «Время»?

Дмитрий Манылов

В начале ноября «ДЕНЬ.org» писал о первом тревожном звонке, прозвучавшем в отношении ижевского негосударственного пенсионного фонда «Время», когда Банк России ввел шестимесячный запрет на часть его операций. Пропустив второй звонок, мегарегулятор сыграл сразу третий — 11 декабря у «Времени» отозвана лицензия. В Удмуртии больше не зарегистрирован ни один НПФ.

Фото: ok.ruТогда фонду запретили заниматься заключением новых договоров по обязательному пенсионному страхованию, неоднократный перенос собрания учредителей однозначно свидетельствовал о том, что выполнить условие регулятора об акционировании до 1 января 2016 года не удастся. Однако даже в этом случае оставалась возможность работать по негосударственному пенсионному страхованию. Видимо, владельцы фонда решили не биться до конца.

Банк России в своем сообщении об аннулировании лицензии и назначении временной администрации пояснил, что прибегнул к этой критической мере потому, что фонд «Время» так и не исполнил требования регулятора, из-за игнорирования которых ранее был наложен шестимесячный запрет. Сейчас в фонде заработает временная администрация, которая, по информации экспертов, в соответствии с действующей процедурой, в трехмесячный срок переведет накопительную часть пенсии по обязательному пенсионному страхованию в Пенсионный фонд России, после чего уже клиенты смогут либо оставить ее там, либо по установленной процедуре направить в другой НПФ. Так что клиентам фонда по обязательному пенсионному страхованию нет особенных поводов для беспокойства.Заросла почти народная тропа. Фото: © «День.org»

С добровольным пенсионным страхованием все сложнее: через три месяца после ликвидации фонда, прокомментировала РБК руководитель компании «Персональный советник», временной администрацией определяется баланс для выплат негосударственных пенсий на основе сравнения активов и обязательств НПФ. Если средства останутся, то клиенты получат свои страховые взносы обратно, но никакой гарантии нет.

На специализированном портале нам удалось найти информацию об активах и обязательствах НПФ «Время» по состоянию на 1 октября 2015 года. Собственные средства фонда составили 368,4 млн рублей. Пенсионные резервы, то есть средства, сформированные по договорам на негосударственное пенсионное обеспечение,  составили 123,9 млн рублей, а пенсионные накопления, то есть деньги, собранные в рамках обязательного пенсионного страхования, — 141,6 млн рублей.

По обязательному страхованию клиентами фонда являются 2 179 человек, по негосударственным программам значительно больше — 4 292 человека. Этим людям может и не повезти, если разделить средства пенсионных резервов на количество застрахованных по НПО, то получится сумма в среднем около 29 тыс. рублей. Надо сказать, что, судя по отчету фонда за 2014 год, они в течение прошлого года активно переводили средства из финансовых вложений на банковские счета, видимо, не заботясь уже о доходности.

На 1 октября 2015 года по размещению средств пенсионных резервов доходность была отрицательная (по данным сайта pensionreform.ru, –0,07). Кроме того, не внушает оптимизма тот факт, что в 2014 году с 13,5 до 86,6 млн руб. выросла дебиторская задолженность фонда. В отличие от средств на счетах ликвидность дебиторской задолженности напрямую зависит от возможностей и доброй воли должников фонда. Об этом у нас информации нет, на телефонные звонки фонд «Время» не отвечает.

Чиновники озвучили новую идею — в очередной раз трансформировать нашу пенсионную систему по принципу австралийской. Фото:  sovetclub.ruВ последние годы негосударственные пенсионные фонды развивались довольно динамично. Согласно аналитическому обзору Банка России их активы показали наибольший рост среди активов небанковских посредников, увеличившись с 5,2% ВВП в конце 2012 года до 6,5% ВВП к концу первого полугодия 2015-го. Видимо, пришла пора отстригать слишком буйную поросль. Одна из главных причин проблем у пенсионных фондов в том, что сейчас очень сузился сегмент для эффективного инвестирования. В кризис у нас принято уходить в долларовый кэш. Цивилизованные формы инвестирования сужаются. Все меньше желающих держать деньги в акциях, даже в так называемых «голубых фишках». Вообще, по оценкам экспертов Банка России, характерной чертой российской финансовой системы является существенное доминирование кредитных организаций. Отношение активов банковского сектора к ВВП выросло с 79,6% на конец 2012 года до 101,1% в середине 2015-го. По сравнению с этими цифрами 6,5% НПФ просто копейки. Росту НПФ не способствует неоднократная «заморозка» накопительной части пенсии, да и повышение пенсионного возраста, которое, кажется, уже неизбежно, побуждает многих просто гнать от себя мысли о заслуженном отдыхе, мысля в парадигме «работай-потребляй-сдохни».